Стихи по картинам. Путеводитель

Геннадий Маков
1. Утренний кофе - http://www.stihi.ru/2008/10/20/3413
2. Зимнее солнце - http://www.stihi.ru/2014/06/25/7037
3. Зимой - http://www.stihi.ru/2014/06/25/6582
4. Зима уходит - http://www.stihi.ru/2017/07/01/257
5. Роза - http://www.stihi.ru/2017/07/01/3745
6. Скоро осень - http://www.stihi.ru/2017/07/20/620
7. За речной околицей - http://www.stihi.ru/2017/07/23/4242
8. Днём и ночью - http://www.stihi.ru/2018/01/14/2739
9. Вода в вёдрах - http://www.stihi.ru/2018/01/16/5227
10. Шла осень - http://www.stihi.ru/2018/05/28/6302
11. Солнечный душ - http://www.stihi.ru/2018/05/31/1113
12. Акварель - http://www.stihi.ru/2018/06/04/642
13. Практикантка - http://www.stihi.ru/2018/06/11/5494
14. Рыбачок - http://www.stihi.ru/2018/06/11/5786
15. Весна, сирень - http://www.stihi.ru/2018/06/12/3640
16. В дожде - http://www.stihi.ru/2018/06/13/1938
________

  Имеет ли смысл такой жанр - письмо стихов по картинам? Именно письмо, а не приложение картины к своему стихотворению, как некого, расширяющего изобразительный ряд довеска, - если само стихотворение связано не с картиной, а с историческим персонажем, изображённым на ней, или с художником - автором этой картины, или с некой жизненной ситуацией, темой и проч.
  Согласитесь, не так-то много стихов, в которых автор стремиться вникнуть в изображение во всех его подробностях? Да и зачем это делать, если картина вот она, уже есть. К чему повторяться?
  Между тем, такой жанр существует, и примеры тому можно найти и на нашем сайте.

  Я думаю, две основные причины способствуют распространению этого жанра.
  Первая, причина самого общего плана. Картина, это объект искусства, имеющий помимо прямого изображения на ней, некие домысливаемые сущности и обстоятельства. Такие же домысливаемые сущности имеет и поэтический текст. Следовательно, одно и другое может успешно интерферировать в уме читателя и, одновременно, зрителя. Дополняя и проникая, одним в другое.
  Что касается автора, пишущего по картине, то разумеется, он как никто другой имеет возможность проникнуть в сущность изображения именно во время самого творческого процесса. Являясь как бы заново открывателем, подталкиваемым к своим открытиям рифмой, чего обычный зритель, естественно, не делает.

  Вторая причина лежит в плоскости практицизма. Для понимания поэзии очень важен зрительный, изобразительный ряд, создаваемый словами. Почему?  Да потому, что слух красотами произношения и рифмами занят. Куда ему смысл постигать. Смысл к читателю через изображение приходит. Отсюда простой совет - побольше пишите этюдов с натуры, ну прямо, как художники это делают. Без этой основы излишне умствовать вредно.
  Письмо по картине заменят этюдное письмо по натуре. Приучает автора к наблюдательности и к точности.
______
9.06.2018