Экспертный обзор. Александр Крупинин. Июль-2016

Большой Литературный Клуб
Субъективные заметки о июльском лонге

I Лирическое вступление

Хочу начать этот обзор с признания в любви к БЛК.  Я начал писать стихи в 2007 году, и до декабря 2010 года они были достоянием узкой группы моих родственников и сослуживцев. Стихиру я использовал только как удобный склад для стихов. Мою страницу навещали какие-то авторы, я смотрел их страницы и пришёл к выводу, что на стихире сплошные графоманы, и нет ничего интересного. И вот в декабре 2010 мой стишок номинировали на БЛК. Тогда я открыл для себя, что на стихире отнюдь не одни графоманы, а есть немало хороших поэтов. Кроме того, на БЛК кипела жизнь, кто-то с кем-то всё время ругался,  шли зажигательные обсуждения стихов. Так и меня засосало в БЛК-шную жизнь. В течение нескольких лет не было месяца, чтобы я не участвовал в конкурсе, когда успешно, когда не очень.
Что мне дал БЛК? Во-первых, я познакомился со многими замечательными поэтами, с некоторыми из них потом и лично на разных мероприятиях. Благодаря БЛК и обо мне узнали в разных местах, стали приглашать туда. А ведь что главное для автора? Конечно, чтобы его читало и понимало как можно большее число людей.
Во-вторых, БЛК сильно повлиял и на мою поэзию.  Пока я читал свои стихи друзьям и сослуживцам, можно было позволить себе быть небрежным. БЛК приучил меня серьёзно относиться к используемым словам, работать над каждой строчкой. А как же! Ведь иначе редакторы прицепятся и не пропустят в лонг. Так что, если я чего хорошее написал с 2010 года, за это я в первую очередь благодарен  БЛК.
Вообще говоря, это чудо, что уже семь лет БЛК существует, развивается, не теряет своего звания главной поэтической страницы стихиры.  Наверное, многие новые участники не знают, какие тяжёлые моменты переживал БЛК, даже пару раз находился на грани исчезновения. Но ничего, стоит. Приятно осознавать, что в этом есть и небольшая часть моей заслуги, когда  я был модератором, а потом и членом Главной Редакции БЛК.
И сейчас я стараюсь пару раз в год побывать в лонге БЛК. Конечно, уже попадание в лонг меня не так волнует, как в былые времена. Поэтому участвую в конкурсе редко, чтобы не претендовать лишний раз на одно из дефицитных мест в лонге. Понимаю, что есть авторы, которым это нужнее, как было мне когда-то. Но изредка всё же участвую, чтобы не разрывать связь с БЛК, который считаю своей поэтической alma mater.
Тем более было мне приятно, когда меня пригласили принять участие в качестве эксперта. Но из того, что я рассказал, думаю, понятно, как для меня важен высокий уровень БЛК. Поэтому я подходил к оценке стихов по гамбургскому счёту.

II Общие соображения о июльском лонге

Я на самом деле не являюсь экспертом в области поэзии, просто обычный читатель. Но авторам, я это знаю, интересно и мнение обычных читателей.
Обычно в начале обзора эксперты говорят о своих критериях оценки стихов. Я писал об этом подробно в обзоре за октябрь 2013 года. Если кому это интересно, может найти и прочитать на старой странице БЛК. Я сам перечитал  –  всё, что там написано, осталось актуальным, и о впечатлении, и о платоновской идее стиха.
Не могу сказать, что уровень лонга в целом меня сильно порадовал. В верхней части лонга, где, как я знаю, стихи, прошедшие отборочные туры, стихотворения ровные и достаточно высокого уровня, что говорит о хорошей работе редакторов. В нижней части, где представлены номинации, есть очень сильные стихи, но немало и проходных, малоинтересных, есть даже стихи, далёкие от совершенства в техническом отношении. Это огорчает. Хочу порекомендовать номинаторам более строго относиться к своим номинациям. Если в данном месяце вам не попалось достойного произведения, лучше, по-моему, вообще пропустить этот месяц, чем номинировать слабое произведение просто ради галочки.

III Всем сестрам по серьгам

У обзориста лонга есть два пути. Первый – выбрать свой шорт и говорить только о стихах, попавших туда. Этот путь во всех отношениях приятнее. Во-первых, меньше работы, и во-вторых, за обзор он будет получать только благодарности. Но я выбрал другой путь – написать хоть несколько слов обо всех стихах, и понравившихся, и не понравившихся. Понятно, что за обзор я получу не только благодарности, но и обвинения в непонимании, нечуткости, безграмотности. Но я прошу всех читателей иметь в виду, что в искусстве нет объективной истины, каждый его понимает в меру своих собственных сил и знаний. Поэтому просто – мнение одного из читателей, волей судьбы оказавшегося в этом месяце в роли эксперта.

1. ИГОРЬ БРЕН «Тотем»
http://www.stihi.ru/2016/05/14/4046 отборочный тур для резидентов

рубите сучья, режьте ствол,
и – кровью, кровью –  мы же верим,
что можно доказать родство
с природой – солнцем, ветром, зверем.

сквозные дыры тишины
заполнить чем-то пустотелым –
познать незримую иным
срамную чувственность тотема.

припасть и жадно целовать...

ты снова смел, и снова полон
твой мир, и топотом слова:
"я горлу –  волк, а глазу – ворон".

***

вчера кедровые леса
сменили малые берёзы.
врут, что судьбу ни дать, ни взять –
"что тем, то-тем?" – стучат колёса.

век продолжает матереть,
и печи – дымом на рассвете,
и на столбах у алтарей
членораздельно –  "это-этим".

***
кукушкин сын тебе совьёт
венок –  под "каждому – своё".

Лонг начинается с очень интересного стихотворения.  Ведь по сути автор стихотворения (и это относится не только к этому стихотворению, но к любому. Просто здесь это проявляется особенно ярко) создаёт не текст, но контекст. И уже читатель в соответствии с этим контекстом создаёт собственный текст. Текст в широком смысле слова – читатель, опираясь на стихотворение, проживает свои эмоции в соответствии со своим жизненным и культурным опытом. Дело в том, что каждое слово, каждое словосочетание имеет в культуре свои коннотации. Составление любого стиха – игра на этих коннотациях.  В этом стихотворении такие коннотации призвано вызывать, в первую очередь,  слово «тотем». Ясно, что речь идёт о современном человеке. И вдруг тотем, предок племени – понятие, относящееся к самым архаичным культурам. Но то, что совершило человечество в двадцатом веке, поклоняясь вождям – тем же тотемам по сути, говорит, что оно не далеко ушло от дикости. Человек, припадая и жадно целуя тотем, получает право на любые злодеяния. И совершенно логично стих заканчивается выражением «каждому – своё», выражением, которое сто лет назад не вызвало бы ни у кого особых эмоций, но современные коннотации которого однозначны.
Интересное стихотворение.  Его слабостью мне кажется обильное употребление местоимений, причём в самых важных  местах. Местоимение – оно по определению малоэмоциональное слово. И вот многочисленные "что тем, то-тем?",  "это-этим" и даже "под «каждому – своё»" в финале снижают остроту восприятия.


2. МАША НЕ «О земле»
http://www.stihi.ru/2016/06/06/3860 отборочный тур для резидентов

Во сне – да напрямки, через поля,
где воздуха и памяти на розлив,
где под скрипучий клёкот журавля
в колодце спят полуденные звёзды.
Нет ни души.
Отчаянно звучит кузнечиков хорал
в крапивном море.
Обороняют выводок грачи,
в подойнике, забытом на заборе.
Чертополоха гладит помело
глухого дня облупленную глину...

По белу свету здешних разнесло –
пером лебяжьим, пухом тополиным.

Лишь у реки, под чаек перезвон,
до новостей чужих не любопытен,
латает лодку дедушка Харон –
последний деревенский небожитель.

Очень симпатичное стихотворение, мастерски написанное.  Такая картинка оставленной людьми деревни. Тихая светлая грусть. Для большей  поэтичности и придания картине  некоей многозначности вставлен в конце дедушка Харон. Для чего он латает лодку, когда перевозить на тот берег уже некого? И до каких чужих новостей он не любопытен, когда нет ни чужих, ни новостей?


3. ВЛАДИМИР ЦЮПИН «Черный Воронов»
http://www.stihi.ru/2016/05/14/8745  отборочный тур для резидентов

                А есаул, ой, догадлив был,
                Он сумел сон мой разгадать...
                (из народной песни)
      
На столике водка и конный боец из самшита,
зевает хозяин квартиры Ч.Воронов, вот он: 
кубанка чуть набок, бекеша на совесть пошита,
на снимке с гражданской, эх! красный орёл, а не ворон.
 
Задумавшись, книгу листает, почти  не читая, 
и вдруг встрепенётся, почуди… услышав Чапая! 

С гвоздя он срывает трофейную "чёрну"ю шапку, 
секунда – и крепкая грудь распирает черкеску,
к большому окну он подходит вразвалочку, шатко,
и – птицей в открытую форточку, за занавеску.

Встаёт на крыло и, не мешкая, в Лбищенск, к Уралу:
залечь с пулемётом, опробовать шашку, быть рядом!
Неслыханно:  как удалось  подлецу-генералу   
отбросить к реке дорогого начдива с отрядом?

Но сколько ни ищет Василия в речке подмога,
но сколько ни кличет Иваныча сильная птица –
краскома не видно, она устает понемногу,
и, сбившись с дороги, к рубиновым звёздам садится.

Оттуда прекрасно и видно, и слышно Чапая!
Он в фильме плывёт, воду в речке рукой загребая,
но Воронов взглядом впивается в небо, тем паче,
что Сталин смеётся за кадром, но птица не плачет,
сидит на кремлевской звезде и не плачет, не плачет,
а просто вверху собирается лишняя влага,
и тянутся к югу расстрельные списки ГУЛАГа.

Очень понравилось стихотворение. Интересный образ красного командира, превращающегося в ворона. Он, устав отгражданской войны садится на кремлёвскую звезду. На мой взгляд, немного подпорчено к финалу ГУЛАГом.   Зачем это разжёвывать, и так ведь все знают про ГУЛАГ  и расстрельные списки. И само слово ГУЛАГ затёрто и изначально не поэтично.   Я бы закончил на картине ворона, сидящего на звезде. Сразу приходит в голову Ворон Эдгара По, сидящий на бюсте Паллады, а этот коммунистический ворон – на звезде. И  фамилию Сталин не уверен, что стоило упоминать. Можно было заменить её словом Хозяин. Для яркости впечатления всегда лучше, когда не всё сказано до конца, и читатель сам додумывает. Тем более, в данном случае это не трудно.


4. АРСЕНИЙ Ж-С «Хорошо ловится рыбка-бананка»
http://www.stihi.ru/2016/06/22/85  отборочный тур для резидентов

Старый писатель въезжает в кресле, укрытый пледом,
посмотреть на сад в рассохшихся окнах большой веранды.
Лето какое-то кислое, и дома пока теплее.
О погоде, впрочем, принято – толерантно.

Он с трудом подбирает слова и плохо их произносит,
собирает мысли в мозаику – по крупицам.
Говорит: Ты знаешь... есть воды самой чистейшей прозы...
Как бы жадно читал я теперь, как бы не мог напиться.

Это всё звучит – до боли в груди – банально.
Он глядит на меня, стеклянно и обречённо.
Говорит: Всплывает название... "Хорошо ловится рыбка-бананка"...
Только я уже не помню, о чём он.
Совсем не помню, о чём он...

Я расскажу тебе, дедушка. Это про наше лето:
помнишь, как мы весь день провели на поле?
Собирали полынь, чтоб сушить её на палетах,
на чердаке, где связки журналов. Помнишь?

Или как нас снесло на остров – помнишь – меня и брата?
Так прибило волной, что никак не уплыть обратно.
Ты бежал к рыбакам и взял у них лодку, пришёл на помощь.
И потом неделю не выпускал нас из дома (правда,
мы опять убегали). Ты это помнишь?

По вечерам я сидел в твоём кабинете:
обращался городу, чтоб ему... вместе с миром.
Всё играл, что тоже писатель, только вот – безбилетный,
внесоюзный. Ты знаешь, мало, что изменилось.
Я по-прежнему верю наивно, что я "с талантом".
Верю пока один: ну дык это ж "бездушный рынок".

Что обидно: столько-то лет... а вот, как бы я ни старался,
так и не смог придумать, при чём же тут эта рыбка.
                Эта глупая рыбка.

Хорошее ностальгическое стихотворение. Всё мне в нём нравится, кроме этой рыбки. Такое впечатление, что автор придумал эту рыбку, писал стих, чтоб завершить эффектно ею, но так и не смог придумать, что это за рыбка такая и причём она здесь. Но это получается, как детектив, в котором так и не выяснили, кто главный преступник. Читатель ждёт, ждёт, и в конце такой облом.  Может быть, лучше было просто написать ностальгическое стихотворение без всякой  рыбки или уж придумать что-то неожиданное и парадоксальное, связанное с ней.


5. ИРИНА РЫПКА «Здравствуй, Жанна!»
http://www.stihi.ru/2016/06/30/1951 отборочный тур для резидентов

Он говорит: "Здравствуй, Жанна!
Сколько лет, сколько зим!
Как же ты выжила, моя желанная,
кого же тогда сожгли?"

Зарубцевались свищи и раны,
где был скальпель и был зажим.
Я никому, ни тебе — не желанная,
но хочешь, давай сбежим.

Вот мои жилы  — стальные лезвия,
платье — цветной шифон.
Раньше была я такая резвая —
конь и в руках айфон,

Нынче на мне серебро и золото,
прада и пьер карден.
Я никому, ни тебе — не золушка,
но хочешь отдам взамен

этот гламур, в хохлому расписанный,
на латы, булатный меч.
Я никогда не скажу тебе — спи со мной,
но рядом попробуй лечь.

Стихотворение не понравилось. Видимо, оно написано не для меня.
В принципе, можно написать стихотворение о современной Жанне д'Арк "на коне с айфоном", но это должно быть оправдано семантически.
Что роднит героиню стиха с Жанной, зачем она (Жанна д' Арк) сюда приплетена, я так и не понял.
Если отвлечься от Жанны д'Арк, то всё равно такие фразы как "Я никому, ни тебе — не желанная,
но хочешь, давай сбежим" ничего, кроме недоумения не вызывают.
Придуманный стих, а не рождённый в душе автора.


6. ЮРИЙ СЕМЕЦКИЙ «Улыбаясь одним уголком губ»
 http://www.stihi.ru/2016/07/03/3712 отборочный тур для резидентов

Раньше бывало выйдешь зимой из клуба —
город, снежком укутанный, седовлас,
рядом девчонка трётся, смеётся глупо,
словно не в курсе, что бедствует Гваделупа,
или не знает про гибнущий Гондурас.

Нежно её улыбку возьмёшь в ладони
мол, погоди смеяться над всем подряд...
Мы не могли подумать, что «Курск» потонет,
и ничего не слышали про мельдоний,
но пропустили пару Олимпиад.

Вместе букварь был пройден до половины,
мы заблудились где-то на буквах «оп».
Тот, кто не скачет, вечно во всём повинен.
А на страну накатывалась лавина,
и не случилось вовремя крикнуть: стоп!

Время уходит, тянется по минуте
из гондурасов бедных и гваделуп,
манит простором... А голову так закрутит,
что убедишь себя: круто ведь было. Круто!
И улыбнёшься одним уголком губ.


Один из столь популярных у авторов стихов-воспоминаний о "добрых" советских временах.
Первая строфа мне понравилась. Есть в ней энергетика молодой радости. То, что потом начинается, понравилось меньше. Переход от воспоминаний к размышлениям кажется не до конца продуманным автором.
"Ты погоди смеяться над всем подряд...
Мы не могли подумать, что «Курск» потонет"
Тут же почему-то заходит речь о мельдонии и пропуске Олимпиад. На вопрос, что всей этой всячиной хочет сказать автор, почему выбраны именно эти события, а не какие-нибудь другие, я так себе и не смог ответить.
Дальше идут темы, вообще не укладывающиеся в единую логику. Букварь был пройден до половины. Почему-то заблудились на буквах "оп" (Не говори "гоп" пока не перескочишь?). Тот, кто не скачет, вечно во всём повинен (Кто не скачет, тот москаль?). Потом на страну накатывалась лавина. Складывается впечатление, что автор просто пишет всё подряд, что ему приходит в голову.
Не удивительно, что от всего этого "голову так закрутит". Но убедить себя, что было круто, не получается.


7. АННА ДЭ «там, где русалки выходят играть на речную мель...»
http://www.stihi.ru/2016/06/15/613 отборочный тур для резидентов

там, где русалки выходят играть на речную мель,
где расстилается поле, еще не остыв от брани –
и самобранка-скатёрка, и ласковая постель,
а гимнастёрки по-братски закопаны с топорами,

где запылённый мужчина без женщины, как без ног,
полз по дороге, ведущей на деревенский праздник,
женщина всласть наливает колодезное вино
каждому чужестранцу. а после единым красным

делает губы и округляет квадраты дней,
преуменьшая немного, рассказывает иконе,
сколько же их, без следа, захлебнулось в её вине –
ветхозаветной вине, запрятанной под исподним.

всё передумано вдоволь, изношено до костей,
а уж такая была, что не передать словами:
и убирайтесь, и я не такая, и не из тех...
из деревянного ящика вновь доставала Ваню –

да молодого, с немного надорванным уголком,
да с полуграмотным выцветшим голосом на изнанке.
в небо глядишься – любуешься, как высоко
кружатся вестницы, соломенные веснянки.

издалека, из космоса, так хорошо смотреть,
как одноногий эдем за оградой бредёт на постриг
и опоясывает голубая лента чужую смерть,
словно бы разделяя местность на до и после.

Стихотворение понравилось. Горькая история женщины, потерявшей мужа на войне. Ставятся самые главные вопросы, что есть добро, а что зло, что есть вина и что – оправдание.
Не смог я разобраться с локализацией событий в первой и начале второй строфы. Женщина наливает колодезное вино где? На речной мели, в поле, на дороге? Или и там, и там, и там? И как со всеми этими указаниями места связаны самобранка-скатёрка и ласковая постель?
На мой взгляд, слишком длинное предложение, обремененное многочисленными придаточными, не способствует прояснению авторского замысла.
И последняя строфа осталась для меня загадкой, особенно "как одноногий эдем за оградой бредёт на постриг". Может, я чего-то не знаю, но мне казалось, что эдем – это райский сад. Какие-то ему приписываются нехарактерные атрибуты и действия.


8. ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «с войны»
http://www.stihi.ru/2016/07/08/999  отборочный тур для резидентов

Пока наш дом ещё стоит в песках
пологих дюн у моря, где треска
случается всегда не по сезону –
мне есть куда спешить с моей войны,
из жаркой обезлюдевшей страны –
к тебе спешить потерянным Ясоном.

Дождись меня, не глядя в календарь,
уже не важно, май или январь –
шторма морские всё переиначат.
От Посейдона Кроносу дары:
кадушки пересоленной икры –
как будто мать-треска по детям плачет.

Не заходи за пенную черту –
за ней седое море прячет ту,
какой была ты до моих поминок –
поспешных, да – теперь ты поняла,
как гибели противятся тела
лишённые любимых половинок.

Не верь моим друзьям, не верь родным –
я опоздал погибнуть молодым.
Войду в наш дом, товарищей оплакав,
скажу: "война – страшнейшее из зол".

Неси меня домой, мой друг Эол.
И пусть не будет в небе страшных знаков.

Стихотворение очень понравилось. Автор знает, что он хочет сказать, и знает, как это сделать. Прекрасные, яркие образы, как будто видишь этот домик на берегу моря, эту пенную черту, которую герой просит не переходить свою Пенелопу. И, конечно, удивительная находка автора –
"кадушки пересоленной икры
как будто мать-треска по детям плачет".
Кто-то может сказать, что в стихотворении слишком много от Бродского. Но, думаю, сам Бродский не отказался бы от авторства этого стихотворения.


9. СВЕТЛАНА СТИХАЧ «Переезжаем...»
http://www.stihi.ru/2016/06/29/3102 отборочный тур для резидентов

Мария. На летней веранде. За чаем. Укуталась в ласковый август. Скучает.
Cо сцены напротив запел Паваротти –
Celeste Aida (Milano, La Scala). Мария восторженно чай расплескала.
Срываясь на визг, кричит «Браво-бис!».
У левой ноги её – палевый кокер, у правой – Эйнштейн. С озорной подоплёкой
учёный старик кажет миру язык.
Мария смутилась, вздыхает пространно и взглядом буровит рельеф Индостана:
– Альберт, умоляю, отстань, а? Заметит Лучано, сфальшивит случайно.
Лучано сфальшивил. Забегали глазки: – Ой! – веер Мари обдувает Аляску
и Юкон Канадский по левому краю...
Сталлоне с Кобейном над ней угорают.
Заходят сестрёнки, Полина и Кира, чтоб карту забрать современного мира.
Снимают со стенки, уносят с собой, и… веер теперь обдувает обои.
Мария кричит: – Безобразие! Куда потащили Евразию?!
Хихикнул Альберт у ноги, в коридоре – шаги.
Вошла Генриэтта Прокофьевна, нужна ей афишка с автографом:
– Мой милый Лучано, ты неподражаем! – Свернула рулончиком: 
– Переезжаем…
Мария на нервах – схватилась за сердце. Кобейн издевается: – Сбацаем скерцо? –
Гитару достал, ухмыльнулся по-свойски… Но тут появляется Бабинцев Костик.
Отклеил Эйнштейна. Уносит.
Сталлоне нахмурился – наших всё меньше.
У входа – бригада обляпанных женщин.
За главного – Рита Петровна, прораб: – Вот здесь побелить, всю фигню ободрать!
Глядит на Мари: – Хороша! – Говорит. –
И рамка с резьбой… Аккуратнее снять бы. Отличный подарок Валерке на свадьбу!
Мари вместе с кокером в лапах Петровны... Сталлоне, набычась, ругнулся нескромно:
Ratfuck! Они с Куртом Кобейном – «фигня»! Хозяева сгинули, некому снять...
Павлушу под Грозным оставили мёртвым. Когда бишь? Ну да, в девяносто четвёртом.
А Коленька славненьким мальчиком рос, вот только друзья, наркота, передоз...
Но тёткам «фигню» абсолютно не жалко, сейчас обдерут и отправят на свалку.
Ан нет! Не сейчас. Входит баба Наташа: – Подвиньтесь-ка, девоньки, это не ваше.
Оставьте-ка лучше картинки в покое. Внучата их весили, Паша да Коля.   
– Мои... – Улыбается бабушка мудро и машет рукою Сталлоне и Курту:
– Айда-те к Наташе в котомку!
Ведь вы теперь бабке – потомки.

Милое непритязательное стихотворение, где и Паваротти с Ла Скала, и Эйнштейн с языком, и Павлуша под Грозным, и Коленька, хороший мальчик, со своим передозом, и прораб Рита Петровна, и прочие, и прочие составляют одну дружную весёлую семью придуманных образов. «Утки, зайцы, тигры в клетке, – все они марионетки». И автор, и читатель поэтому никому особо не сочувствуют, и никого им не жалко. Лепота.
 "Когда бишь? Ну, да, в девяносто четвёртом".


10. АЛЕКСАНДР ДЕЛЬФИНОВ «Нигилист»
http://www.stihi.ru/2016/07/20/8463 номинатор Ильдар Харисов

Летним днем 1989 года на московском Арбате
Я познакомился с молодым человеком по прозвищу Нигилист.
Он приехал автостопом из Луганска,
Который тогда еще назывался Ворошиловград.
Парень носил джинсовую безрукавку со значком анархии
И длинные волосы.
Он поведал, что бросил французскую филологию
На втором курсе
Ради поисков радикального пути
Духовного освобождения.
Я вписал Нигилиста,
И мы ночи напролет
Беседовали о просветлении.
Затем он умчался в Питер, посетил тамошний дацан
И уехал к ламам в Бурятию.
Через год Нигилист вернулся стриженый,
В оранжево-красной рубахе, с ожерельем из черепов.
Он сказал, что прошел посвящение,
А от страданий спасет глубокая медитация.
Нигилист медитировал у меня пару недель,
А затем отправился в Сибирь.
Через год возвратился с мешком целебных трав
И значительной бородой.
“Осенью мы собирали кедровый орех,
Ночевали в тайге, в спальниках у костра, –
Рассказал Нигилист. –
Однажды утром я заметил, что костер потух,
А бороды у всех мужиков покрылись инеем!”
Теперь он был мастером правильного питания
И здорового образа жизни.
Только я по старой памяти звал его Нигилистом.
Он торговал дальневосточным женьшенем
И читал “Заратустру” в позе лотоса.
Страна менялась вместе с его замыканиями.
Когда в Чечне шла война,
Он практиковал йогу и курил траву.
Когда Ельцин сдал власть,
Он стал работать шофером у олигарха.
Когда я оказался в Германии,
Он уехал в Луганск менять паспорт и пропал из виду.
Прошло десять лет.
У меня зазвонил телефон.
“Привет, как дела?” – спросил Нигилист.
“Сижу без работы, денег нет, все отлично!”
“Ты по-прежнему слушаешь реггей-музыку?”
“Иногда”.
“А наш батюшка говорит, что африканские песни и танцы
Совращают телесно.
Замечал ли ты, что все чернокожие артисты,
Когда поют, совершают волнообразные
Движения руками в области таза?”
“Нет, – ответил я. – А что за батюшка у тебя?”
Он рассказал, что обрел православную веру,
А батюшка в храме хороший – наш, русский.
“А как же буддизм?”
“Демонический культ!”
“А как же целебные травы, йога и Заратустра?”
“Ты знаешь, что Ницше, на самом деле, был евреем!”
Я положил трубку.
Несколько дней все думал о старом друге.
Он специально разузнал мой телефонный номер,
Чтобы попытаться спасти от реггей-музыки,
Демонических культов и еврейского заговора!
Нигилист все-таки отыскал самый радикальный путь
Тотального освобождения.
Слушай батюшку, брат!
Жизнь становится проще, если не делать
Излишних движений в области таза.
А может, во всем виновата французская филология?
Je ne parle pas francais. Je suis Russe.

Житейская история, вполне могла стать постом где-нибудь в Фейсбуке. Почему она оказалась в лонге БЛК, непонятно.
Верлибр это ведь тоже поэтическое произведение. Оно лишено рифмы и ритма, поэтому в нём должно быть ещё больше того, что делает набор предложений поэзией: поэтических образов, метафор, какой-то нетривиальной игры смыслов. Здесь же ничего этого нет. Автор надеялся превратить рассказ в стихотворение, обвинив в конце во всех бедах французскую филологию. Автор, она ни в чём не виновата.


11. МИХАИЛ СВИЩЁВ «Гипатии»
http://www.stihi.ru/2015/10/22/10201 номинатор Александр Молочников

Круг головы твоей не пуст –
Круги окружностям не ровня,
И только рваный, словно пульс,
Шрам поднимается надбровный

Над прямизной твоих колен,
Когда, костям добавив лоска,
Судьба сведёт их на столе,
Поймёшь, что мраморный – не плоскость,

Как шов над полостью брюшной,
Сей факт отглажен и застиран:
Где смерть навалится сплошной,
Там жизнь продолжится пунктиром.

Стихотворение не понравилось. Убийство Гипатии – трагическая страница истории, для меня лично как для христианина одна из самых трагических страниц. Стихотворение же  говорит об этом абсолютно холодно. Не думаю, что убийство это повод для создания оригинальных словесных конструкций. Да ещё с какими-то геометрическими сведениями из учебника для шестого класса.


12. N. REBER «Oтcyтcтвиe aбcциcc и opдинaт...»
http://www.stihi.ru/2004/04/07-586 номинатор Александр Молочников

Oтcyтcтвиe aбcциcc и opдинaт
кaк cпocoб пpимиpeния c пpocтpaнcтвoм…
Taк дyмaл двopник, тo ecть дyмaл тaк
кaк чyвcтвoвaл, плывя в пpивычнoм тpaнce
c мeтлoй-вecлoм, пyгaя гoлyбeй,
дoбившиcь oптимaльнoгo cкoльжeнья…
Oн жизнь любил, oттopгнyтoe eй
cгpeбaя в кyчи мeдлeнным движeньeм.

Oтcyтcтвиe минyт, чacoв и дaт
нac пpимиpит co вpeмeнeм в итoгe…
Taк дyмaлocь мoгильщикy, и тaк
oн чyвcтвoвaл, пepeдвигaя нoги
пo гpaвию клaдбищeнcкиx aллeй –
peкe, oбъeдинившeй пoкoлeнья…
Oн жизнь любил, oттopгнyтoe eй
cпycкaя в ямы мeдлeнным движeньeм.

Геометрическая тема продолжается. Но стихотворение понравилось мне гораздо больше, хотя, как и во многих других стихах лонга, образы его – не проистекают из жизни, из сердца автора, а придуманы, сконструированы им. Но в данном случае придуманы хотя бы интересно, с иронией. Не понравились мне два эпитета: привычный транс и медленное движение. Авторы часто употребляют эпитеты ради заполнения пустот строки, это те самые знаменитые степовские прилагаки. Чтобы эпитет не смотрелся прилагаком, он должен быть ярким, зримым, вносить в восприятие читателем текста нечто качественно новое. Тогда понятно, что эпитет нужен, без него текст будет беднее, какая-то часть смысла исчезнет. Про эпитеты привычный и медленный этого не скажешь.


13. ДОКТОР НО «битва»
http://www.stihi.ru/2015/11/26/10134 отборочный тур

созывали вече, головы чесали
спорили до хрипа, спорили часами
не нашлось героя, порешили – сами
пацаны в восторге, бабы со слезами

собирались долго, чистили оружье
уточняли место где он обнаружен
составляли планы, похвалялись, пили
а потом полночи в одиночку выли

посетили церковь, помолились Богу
к дедовскому камню вспомнили дорогу
протопили баню, отмывали страхи
белые поддевки, красные рубахи

затянуло небо, разом стихли птицы
полная готовность, ни кровинки в лицах
ни улыбки в строе, торбы за плечами
бряцанье железа, жены замолчали

долгая дорога, чарка перед боем
навалились дружно, били всей гурьбою
в раж вошли от крови – древняя забава
поломали копья, принялись зубами

справились к закату, ночью отрывались
пировали славно, ошалели малость
просыпались поздно, утро было шоком
ни следа от битвы и травица шелком

возвращались молча, говорили скупо
кошки по деревне прятались в испуге
старики крестились, дети в люльках ныли
слово о драконе становилось былью

Пересказ известной истории о том, что убивший дракона, сам становится драконом. Пересказ с огромным количеством подробностей, не добавляющих к сути события ничего нового, никак его не осмысливающих.


14. АННА-МАРИЯ СИТНИКОВА «Речное»
http://www.stihi.ru/2016/05/20/8039 отборочный тур

Висела в небе чайка меткой белой.
В прибрежной тине глох речной гудок.
Стелился из коптильни хвойный смог –
Всё как всегда: рабочая неделя.
Спонтанно позабыв про строгий пост,
Орала басом: «Ух, ты!» баба Зоя,
Захватывая пальцами в мозолях
Горбушу золотистую за хвост.
Гремели оцинкованным  тазы,
Бадья шершавым дном цепляла гальку.
Один в один, как будто из-под кальки,
Сомы скользили, длинные усы
Беспомощно свисали с транспортёра.
Налим лепился брюхом к сапогам.
– Хватай!
– Тащи!
– Бросай!
               Уже котам
Нет дела до безумного затора
Лещей и пескариной мелюзги
У входа в провонявшую до крыши
Рыбацкую артель.
– Трави потише! –
Хрипатый крик Иваныча.
                Куски
Севрюги нежной пряного посола.
В дубовой бочке лавровишни дух.
Зудение от крови пьяных мух
И рыбьи потроха на досках пола…
А к вечеру водой залит закат,
Блестит смолой разгруженная шхуна,
Дрожит над речкой плоский серпик лунный.
В кусты забросив старый самокат,
Захарка, лет семи, с ведром в руке,
Крючком из золотой консервной банки,
На бусины из клейкой белой манки
Придёт ловить мальков в Безрыбь-реке…

Опять стихотворение с массой подробностей, причём не всегда точных и с точки зрения сочетания пород рыб в одном водоёме, и с точки зрения технологии (где вы видели севрюгу пряного посола? Лучше бы заменить благородную севрюгу селёдкой). Финал стиха подвигает к мысли, что за один день артель выловила всю рыбу в реке, и теперь она стала Безрыбь-рекой. Ну, не знаю, не знаю. Может быть, тут символизм какой-то. Так, вроде, ничто в стихе на это не указывает.


15. ОЛЬГА ФЛЯРКОВСКАЯ «Там, где волна...»
http://www.stihi.ru/2016/05/29/2955 отборочный тур

Там, где волна с головой уходила в песок,
Где неумолчен, но тих её прибалтийский шум,
Брызгами сёк по стеклу крупный  дождь косой,
Седенький тополь молчал,  что старик,  угрюм.
Нет, неспроста ввечеру так пылал закат, 
Словно всю жизнь наперёд рассказать хотел...
Слово за словом,  ложилась в тетрадь строка,
Мокрый флажок над отелем летел, летел...
Жёлтый янтарь-алатырь я прижму к груди.
Я загадаю себе целый короб больших удач.
Я посмеюсь над собой: загадала — жди!
Сливы цветут на участках эстонских дач.
В сетке дождя трепыхнулась моя душа,
Тайная боль сонной рыбой прошла по дну.
Почерк другой оттого, что теперь левша,
Голос другой, чтобы лучше воспеть весну.
Многие годы, как волны,  ушли в  песок...
Детство моё обдирало коленки здесь...
Теннисный корт,  там где прежде синел лесок.
Мокрый балкон, прибалтийский бессонный плеск...

Стихотворение мне понравилось. Негромкое, но стильное. И, что ценно, этот стиль соответствует содержанию стиха. Некие смутные воспоминания, тонкие неясные переживания женской души. И всё было бы просто прекрасно, и без сомнения я бы включил стих в свой шорт, если бы не четыре слова, которые его портят. Во-первых, это два раза употреблённый эпитет "прибалтийский" – по отношению к шуму и плеску волны. Прибалтийским может быть государство, город – то, что находится при Балтийском море, примыкает к нему. А волна – она балтийская, она не при Балтике, она сама часть Балтики, а вместе с волной её шум и плеск. Но в данном контексте, даже если было бы употреблено слово "балтийский", всё равно было бы плохо, ибо это тот самый прилагак, о котором я писал чуть выше. То же самое в ещё большей степени относится к слову "эстонские" по отношению к дачам. Ну что в восприятии читателем картины добавляет этот эпитет – эстонские? Да ничего. Пусть бы они были латышскими или ещё какими, – какая разница? Чистый прилагак, нужный только для заполнения строки.
И четвёртое слово – это отель. Оно из другого словаря, по сравнению со всем остальным текстом, где "тополь, что старик угрюм", где "янтарь-алатырь", где "неспроста ввечеру" пылал закат. Тут, конечно, дело ощущений, мне могут сказать, а почему отель невозможен рядом с янтарём-алатырем. Но, думаю, автор меня поймёт.
Есть просто прекрасные строки. Например
В сетке дождя трепыхнулась моя душа,
Тайная боль сонной рыбой прошла по дну, – это очень хорошо.
Почерк другой оттого, что теперь левша, – тоже запоминается. Загадочная строка, заставляющая читателя додумывать какие-то непростые события жизни героини.
В целом, ещё раз скажу, мне понравилось. Чуть-чуть доработать, и будет просто отлично.


16. ЭЛЛЕН КАСАБЛАНКА «Истопник»
http://www.stihi.ru/2015/11/19/5465 отборочный тур

Февральским вечером метельным,
Неясно чем привлечена,
В одну из городских котельных
Тайком наведалась Весна.

Истопнику' – восьмой десяток,
Плешив, сутул и низкоросл.
Но от макушки и до пяток
Был добр и до смешного прост.

И вот, без видимой причины,
(Он бреясь тихо напевал)
Лица разгладились морщины,
Зазеленела голова.

Он с изумленьем полупьяным,
Кляня извечный недосып,
Глядел на волосы-тюльпаны
И гладил крокусы-усы...

Метель, как узница в застенке,
стонала. Стыл на плитке чай.
И чёрный кот, прищуря зенки,
Всепонимающе урчал.

Стихотворение понравилось.
Оптимистичное, что большая редкость, бодрое, бойко написанное стихотворение. А волосы-тюльпаны и крокусы-усы просто бесподобны.
Единственно, хотелось бы всё же получить хоть намёк на причину столь разительных изменений. А то, кот урчит всепонимающе, а читатель тоже урчит, но без понимания совсем.
Не понял, зачем поставлено ударение к слову "истопнику". Там  единственно возможное правильное ударение, оно и есть в стихотворении.


17. ЕЛЕНА КАЦЮБА «Дождь на Ивана Купалу»
http://www.stihi.ru/2016/07/12/7315 номинатор Ильдар Харисов

В день зелёного тумана
русалка упала
в стекло.
Иван Купала
вослед ей закинул сеть –
выловил нас.
Сердце-поплавок ухнуло в холод.
Тянет в глубь любовный улов.
Волосы стали capelli* – капели –
дождю параллели,
как я тебе и постели.
Под парусом простыни
плыви куда попало!
Иван Купала
русалку укрыл волной.
Упал ствол ДЕ-РЕ-ВА,
перечеркнул взгляд,
но зацепилась ветка за веко,
и уплыла лишь ДЕ– -Ва,
а РЕ бренчало на берегу.
В день зелёного тумана
идут за нами
рыбы с зонтами.
Бр-р-р-р...
 ________
 * Волосы (итал.)

Очаровательная чепуха. Даже не знаю, что написать. Прочитал с удовольствием.


18. СТОЛЕТОВ «В готической пене соборов...»
http://www.stihi.ru/2016/01/10/12006 квота Елены Наильевны за редактирование отборочного тура

В готической пене соборов,
Плывущей по шумным векам,
Тяжелый нордический норов
Взмывает легко к облакам.

Ажурная вилочка Кельна
Уткнулась в белесый покой.
А небу как будто не больно
От острой гордыни людской.

Не зная, как мертвые, срама,
Взирает оно с высоты,
Как темный корабль Нотр-Дама
Утюжит волну суеты.

Густой человеческий улей,
Чьи звуки на нем запеклись,
Сквозь жуткие морды горгулий
Врастает в небесную высь.

Те, кто поборол страх, и те, кто
Не справились – оглушены.
И молча глядит Архитектор
На этот прибой с вышины...

Стихотворение не очень понравилось. Его беда в неточном употреблении слов. Я где-то выше говорил о том, что слово существует не само по себе. Каждое слово уже было употреблено не раз, и воспоминания об этом употреблении всплывают каждый раз при употреблении того или иного слова сейчас, вызывая соответствующие ассоциации. Поэтому поэт должен быть эрудитом - знать где, когда, в каком контексте использовалось слово. Но знания мало, он должен чувствовать, как это слово будет существовать в контексте его стихотворения, какие ассоциации оно вызовет, как оно будет взаимодействовать с рядом стоящими словами, соответствует ли оно стилю его стихотворения в целом.
Возвращаемся к "Готическим соборам". Тяжёлый нордический норов всплывает легко к небесам. Начнём со слова "нордический". Оно вызывает только одну ассоциацию - анкеты гестаповцев из фильма "Семнадцать мгновений весны". Хотел автор, чтобы читатель вспомнил об этом, читая его стих? Сомневаюсь. И нордическим у автора оказывается норов. Норов – это тот же характер (характер нордический), но слово из русского просторечия. Автор этого не учитывает и ставит рядом два слова из абсолютно разных дискурсов.
Смотрим дальше. Этот самый нордический норов, то есть характер, взмывает к облакам в пене соборов, плывущей по векам. В принципе, понятно, что хотел сказать автор: человеческий дух в этих соборах взмывает в небо. Но сказано это крайне неловко, автор не смог найти те единственные слова, которые передали бы его мысль. Кстати, и по содержанию не совсем правильно. Родина готической архитектуры – Франция, тут о нордическом норове трудно говорить. Но это к слову.
Те же самые претензии можно предъявить и к последующим строфам. Но я не буду на этом останавливаться, поскольку впереди ещё много стихов. Читатели могут провести анализ сами.
Только добавлю, что, может быть, причина неудачи автора с подбором слов в том, что это стихотворение не было ему необходимо. Когда стихи приходят по вдохновению, слова находятся сами. А если автор даёт себе задание, дай-ка я напишу о том-то и о том-то, начинается мучительный подбор слов, редко успешный.


19. ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ «Он шёл за стайкой тоненьких девчат»
http://www.stihi.ru/2015/12/19/9124 квота Максима Корсакова за редактирование отборочного тура

Он шел за стайкой тоненьких девчат,
такой обычный стриженый юнец,
когда б не этот невозможный взгляд,
пустой и черный, словно дульный срез.

С тех пор прошло лет десять, в час урочный
стою у магазина "Нумизмат"
и вижу через улицу мальчишку;
он мне знаком, я помню этот взгляд.
Он так же юн. Ничуть не повзрослел,
черты лица его не изменились,
"Эй, мальчик!" – я позвать его хотел,
но вдруг пространства, вздрогнув, закружились,
угрюмые таганские менялы
схватили мои царские рубли,
обули, подогрели, развели,
закат, как зев раскрылся, ярко-алый,
а мальчик сгинул в ледяной пыли.

И вот еще на Соколе, весной,
в двухтысячном, в оттаявшем трамвае,
он сел за два сиденья предо мной,
я подошел – он лишь повел глазами
и, отвернувшись, стал смотреть в окно,
"Послушай, – я сказал, – уже давно
тебя я знаю." – "Дяденька, выходим..."
Был ясный день, был ясный божий день,
он встал на пешеходном переходе,
я не пошел за ним, мне показалось,
что мальчик не отбрасывает тень.

Всё это бред, игра воображенья,
коньяк под пиво, водка под коньяк,
я убеждал себя и так и сяк,
положим, при ближайшем рассмотренье,
все вещи – только образы вещей,
мир только воля или представленье,

а мальчика и не было вообще.

И всё бы хорошо, да вот недавно
я зуб лечил и выглянул в окно,
и вижу – он проходит между школой
и зданьем поликлиники, с торца,
все та же бледность, стриженая челка
и столь же юные черты лица.
"Эй ты, – ему я крикнул, – невозможно,
немыслимо так поступать со мной!"
Всё сделалось смешным и безнадежным,
какой-то зуб, коронка, боже мой.

Мое существованье так условно,
что некто из реальности другой
давно уж обручил меня с огромной,
бессмертной и вещественной тоской.
Когда в аду я сяду на цепи,
обнявшись со свиною головою,
он подойдет и скажет мне: "Не спи,
ты никогда не обретешь покоя".

Да собственно, о чем здесь говорить,
бывают в жизни странности. Никто
мне эту не сумеет объяснить.
Вот зеркало, вот башмаки, пальто,
я здесь, я вижу их, могу потрогать,
и вестника мне не в чем обвинить,
и медленно большого пальца коготь
багровую на шее чертит нить.

Стихотворение не понравилось. Производит впечатление какого-то наброска. Неточно подобранные слова, рифмы типа " в трамвае – глазами" или даже "урочный – мальчишку". Сюжет не выстроен, чувство страха не нагнетается от одного эпизода к другому, просто калейдоскоп случайных картин.
Попытка написать хоррор, но в хорроре особенно важна сделанность стиха, слова должны завораживать, вытягивать читателя в свой водоворот, тогда чувство страха передастся и ему. А когда небрежность лезет из каждой дырки, обращает на себя внимание, отвлекает, тут не до погружения в хоррор. И ещё зачем-то затасканного горьковского мальчика автор вспомнил.


20. АРСЕНИЙ ПЛАТТ «За сны не отвечаю...»
http://www.stihi.ru/2013/05/27/2470 квота Сергея Черскова за редактирование отборочного тура

Порой знобит еще, хотя
Уже почти тепло мне.
Пытаюсь спать под стук дождя
И ничего не помнить.

Темнит за окнами ноябрь
И лучик твой – случаен.
Опять приснишься мне... Но я
За сны не отвечаю.

Неплохой набросок. Рифмы интересные. Финальное слово "не отвечаю" мне не кажется удачным. Автор, видимо, хочет сказать, что он не властен над своими снами. А отвечать можно перед кем-то. Получается как попытка оправдания. И эта последняя строчка даже вынесена в заголовок. Видится мне в этом элемент манерности. Из текста ведь и не следует, что автору нужно перед кем-то оправдываться, даже перед собой.


21. КОНСТАНТИН КОНДРАТЬЕВ «Эпилог из книги собачья родина»
http://www.stihi.ru/2016/06/26/9791 номинатор Александра Герасимова

 <Э п и л о г>

                * * *
                (На обочине)

                Очнуться. Полдень ветреный, осенний,
                как дряхлый пёс – уже без опасений –
                бежит через дорогу под колёса
                слепых машин. А небосвод белёсо,
                слезливо надо всеми нависает
                и никого на свете не спасает.

                Очнуться – в дрожи мусорных обочин
                расслышать день, который озабочен
                уже не столько пропитаньем скудным,
                скорее – засыпаньем беспробудным
                и непреодолимым остываньем…
                И просинь в тучах веет расставаньем.

                Очнуться, заглушить, оставить дверцу
                открытой и, прислушиваясь к сердцу,
                пройти насквозь трепещущий кустарник,
                стать на краю (пускай кричит напарник
                вдогонку злобно и недоумённо)…
                Стать на краю. Припомнить поимённо

                всех тех, которые любили, тех, которых
                любил. Вглядеться. В ветреных просторах
                не различить ни зла, ни обещанья.
                И только тучи машут на прощанье
                краями рваными, как будто рукавами,
                и солнце не у нас над головами…

                Шагнуть вперёд. Оставить за спиною
                шоссе, кусты, стоящие стеною
                дни жизни, ночи страсти, годы странствий…
                Шагнуть вперёд в безжизненном пространстве.
                Споткнуться, чертыхнувшись; покачнуться
                и рухнуть навзничь.
                Отворить глаза.
                Очнуться.

Стихотворение не понравилось. Оно называется "Эпилог", то есть это завершение, итог, может быть, всей жизни. И вот описывается серый полдень, потом герой выходит из машины, идёт на край чего-то, вспоминает свою жизнь... И что? Да ничего. Он упал, чертыхнулся и очнулся. Что называется, гора родила мышь. Читатель чувствует себя дураком, его водили, водили за нос, но так никуда и не привели.
Сам стих технически весьма слабый. Рифмы сплошные "дверцу – сердцу", "кустарник – напарник" и всё в таком духе. Я понимаю, рифмы не самоцель, я готов и на "кустарника – напарника", если содержание стиха меня увлечёт. А здесь ничего.
И опять не обойтись без привлечения великих. В предпредыдущем стихе был Горький, здесь Цветаева. И опять без всякой связи с содержанием стиха. Просто ради красного словца.


22. НАТАЛЬЯ ДАМИНОВА «Опять последнюю монетку»
http://www.stihi.ru/2016/06/20/7117 номинатор Александра Герасимова

Опять последнюю монетку
Зажать в ладошке, и успеть,
Пока отправленный на смерть
За петропавловской оградой
Перебирает имена,
Пока близ моего окна
Не пронесется медный всадник,
Пока не нарисуют сани
Залетную про ямщика,
Успеть, пока моя рука
Честна и чуточку невинна,
Пока еще от пуповины
Освобождается Нева,
Покуда я еще жива.

Успеть, не выпустив монетку,
Пока мой кучер не сбежит,
Махнув хвостом, пока лежит
На подступах к адмиралтейству
Затравленная белизна,

А мимо моего окна
Вот-вот проедет всадник медный,
Успеть заговорить монетку –
За маму, папу, за снежок,
За неудавшийся стишок.

Стихотворение не понравилось. Я прошу прощения у автора, но это вообще ни в какие ворота.
Пока не нарисуют сани
Залетную про ямщика, – что это значит?
моя рука
Честна и чуточку невинна, – вспоминается народная мудрость, что нельзя быть наполовину беременной.
Пока еще от пуповины
Освобождается Нева, – от пуповины, как я понимаю, освобождаются при рождении. Нева вытекает из Ладоги, там, можно сказать, рождается. Если бы речь шла о Ладоге, можно было бы со скрипом принять такую метафору. Но речь-то о Петербурге. Тут Нева не рождается, а, напротив, ей наступает каюк.
Пока мой кучер не сбежит,
Махнув хвостом, – нет, я понимаю, автор волен писать, всё, что ему заблагорассудится. Но номинатор-то должен сохранять хоть крупицу чувства ответственности.


23. АЛЕКСАНДРА ШЕВЧЕНКО «о том, что видеть значит ждать»
http://www.stihi.ru/2016/07/12/8489 номинатор альманах «Буквица»

взмокли ресницами тополя,
оголубела трасса,
облака сумрачный шапокляк
за ночь блинами смялся.

видящий ждёт, и незрячий, чей
слух заострён, дежурит:
нечто с попутной толпой грачей
выслало по дождю им.

видящий ждёт. без фанфар и лютнь,
оттепель — тоже чудо.
я обязательно наступлю, —
нечто кричит, — я сбудусь.

Стихотворение, скорее, понравилось. Хотя я не очень люблю стихи, где о простых вещах говорится так заковыристо, что стихотворение превращается в шараду. Но я её разгадал – нечто это весна!
Сомнительно слово "лютнь". У Ожегова я нашёл "лютен", у Ушакова - "лютней". Или наоборот. Но художник, в принципе, имеет право на такие вольности, если они не ломают восприятие стиха.


24. ЛЮДМИЛА УСПЕНСКАЯ «Трикстер»
http://www.stihi.ru/2016/07/12/8470 номинатор альманах «Буквица»

Я стану трикстером; твоим, извечным комом в горле, я анти-Пушкин, я — Дантес, я — пуля , я — стрельба. Моя улыбка для тебя — неправильность и горе… Ты скажешь — поворот судьбы, но я — сама судьба.
Я буду палкой в колесе — ты не уедешь, милый! Я стану тенью на стене — не обойдёшь стены, и в мягкий стог зарою я наточенные вилы, твоя дорога станет пусть немыслимой длины.
Наточишь меч — я затуплю и ржавчиной покрою. Твой верный конь напуган мной, ты выпал из седла. Когда захочешь отдохнуть — не дам тебе покоя, ты глянешь в зеркало с утра — а голова седа.
Пойдёшь войною на меня — передерётся войско между собой и вспыхнет бунт, а ты — совсем один. Захочешь смерти отыскать — дружок, не жди геройской! Захочешь выпить — подадут горчайшее из вин.
Решишь жену себе искать, красавицу-девицу — найдёшь, дружочек, так и быть, но где-то через год пойдёшь ты к омуту реки. Не с удочкой — топиться, но мелким будет омут тот, и камень твой всплывёт.
И слёзы высохнут в глазах, и плакать будет нечем. Уйдёшь в отшельники — твой храм я превращу в бордель. Уйдёшь куда-то на войну — вернёшься искалечен, захочешь садик посадить — погибнет он в метель.
…Но знаешь… будет час один, когда замолкнут трубы, тогда мы встретимся с тобой в конце сего пути… Я — враг, страдающий и злой, таких сегодня любят, ты — положительный герой, такие не в чести.
И будет бой… И ты — дрожишь, а я — смеюсь, спокоен, и ты — один, а я — в толпе, в ликующей толпе… И в этот самый трудный час ты должен стать Героем. Да, распрямиться, сделать шаг и просто — не стерпеть!
…Я стану трикстером твоим, врагом и антиподом. Зачем? Да чтобы каждый знал тебя и образ твой. Я нужен — даже не тебе, а твоему народу, чтоб из простого паренька Героем стал герой.

___________________
Трикстер — фольклорный антигерой. Точнее, это общее название для таких персонажей, как Кощей, Змей Горыныч, Локи, Сет и т. д. [Прим. авт.]

Стихотворение не понравилось. В общем-то, текст написан неплохо. Но зачем? Долго-долго лиргерой  перечисляет всякие неприятности, которые он доставит своему оппоненту. Здесь, надо признать, он достигает вершин изобретательности. И в конце выясняется, что всё это делается для закалки этого бедолаги, чтоб Героем своего народа стал герой.
Всё это никак не связано с реальными людьми и реальными событиями, а от первой до последней строчки высосано из пальца.


25. ОЛЬГА ХАПИЛОВА «Поэту...»
http://www.stihi.ru/2015/01/10/11200 номинатор «Термитник поэзии»

Просто каждый из наших от трапезы вечности пьяный,
И несём этот хмель – кто по миру, а кто в монастырь.
Пой же песню, поэт: гусли, гусли слепого Бояна –
Та гитара твоя, а совсем, а никак не псалтырь.

Пусть когда-нибудь нас, как бычок откровенно затушат,
И останется только являться друг другу во снах;
Но душа моя слышит твою измождённую душу –
Нет, поэта в тебе не убил даже старец-монах.

Так бывает всегда – кто вчера прокричал нам: "Осанна!" –
Тот сегодня трясёт злобно свитками наших грехов.
Сколько раз ты, поэт, открестился от лжи и от сана –
Но ни разу ещё откреститься не смог от стихов.

Кто обычное ест в серебре, в жемчугах и на злате,
А кому-то желанной Голгофою станет Парнас –
Там, где разницы нет в чёрной схиме и в белом халате,
И откуда слова надиктованы свыше для нас.

Если я правильно понял , речь идёт о каком-то реальном лице, поэте, который был врачом, потом ушёл в монастырь, но и там продолжал сочинять стихи. Или, может быть, лирический герой был врачом, а поэт – монахом. Имя поэта я идентифицировать не смог. Но это не суть важно.
Стихотворение слабое с точки зрения поэтической техники. Можно найти недочёты почти в каждой строке. Я разберу только две строчки.
Пой же песню, поэт: гусли, гусли слепого Бояна –
Та гитара твоя, а совсем, а никак не псалтырь, –
Сразу бросаются в глаза два раза подряд гусли. Зачем? Я понял бы, если бы поэт, умирая, просил: "Гусли, гусли мне дайте!" Тут повтор играл бы на усиление эмоционального воздействия. А в нашем стихотворении это авторский текст, где автор рассуждает о соответствии одного другому. То есть вторые гусли вставлены потому, что автор не знал, чем заполнить строчку. Абсолютно то же самое можно сказать и о словах "а совсем, а никак" в следующей строчке. Что это "никак" добавляет к "совсем"? Да, ничего. И словечко "та" из той же когорты слов – заполнителей строки. Какая та гитара? Ведь ни о какой гитаре не было сказано ни слова, да и в дальнейшем не будет сказано. Да и эпитет "слепой" оттуда же: способность или неспособность Бояна видеть не имеет в данном контексте никакого значения.
Теперь перейдём к содержанию этих двух строчек. Что чем является, и что чем не является? На этот вопрос автор однозначного ответа не даёт. Можно понять, что гусли это гитара, а не псалтирь. А можно понять, что гитара это гусли, а не псалтирь.
Можно продолжать разбор и дальше. Нас затушат, наверно, всё же, как бычки, а не как один бычок. А, когда нас всех затушат, то и сны уже никто видеть не будет, так что и являться будет некому. И так далее, и так далее. Оставляю дальнейший разбор читателям и, в первую очередь, номинатору.


26. АЛЕНА БАБАНСКАЯ «чашка»
http://www.stihi.ru/2013/07/20/2211 номинатор «Термитник поэзии»

                Виктории Кольцевой
Неужели, неужели,
Несмотря на тьму ночную,
Небеса, подобно гжели,
Бог расписывал вручную? –
Все на дне бездонной чашки
Невесомого фарфора:
Люди, звери и букашки,
Буераки, реки, горы?
Мир прошел суровый обжиг,
Бог сказал: да будет чудо!
Содрогнулся мир и ожил –
Тонкостенная посуда.

Стихотворение очень понравилось. Вот что значит полное соответствие стихотворения его платоновской идее. Ни одного слова не заменить, не убрать, не переставить. Возможно сама платоновская идея стиха не слишком уж глубокая и многозначная – мир как расписанная Богом фарфоровая чашка, но стихотворение изящно и идеально по форме, само – как эта фарфоровая чашка.


27. НАДЕЖДА КОГАН (ШЛЯХОВА) «Русь. XIV век»
http://www.stihi.ru/2005/02/09-1097 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Шагом. В рысь. Галопом грузным.
Чоки-чоки, ай-люли! –
Это тверичи на Суздаль
За добычею пошли.

Полыхает край родимый,
Пламя мечется в ночи.
Это снова на Владимир
Ополчились москвичи.

Беспощадно, вероломно –
Князь на князя, хоть ты плачь!
Угличане – на Коломну,
Ростовчане – на Киржач.

В поймах стелются туманы,
Ходят тени по воде,
Меж собой дерутся ханы
В раззолоченной Орде.

А тебе, дружок, баюкать,
Примостившись на суку,
Покалеченную руку
Да сиротскую тоску.

В кроне спрятавшись, унять бы
Боль, отчаянье и дрожь –
Заживет рука до свадьбы,
Коль до свадьбы доживешь.

Оглянись! Мы – рядом, рыжий.
Ну, всего-то семь веков…
Оттого и знаем – выжил
И от кметей был таков.

То не сердца перебои,
Не гроза на небеси,
Это встало за тобою
Все грядущее Руси,

И хранит – от острой пики,
От меча и кистеня,
Чтоб в церквах светились лики
Тайной вечного огня,

Чтоб горячим ритмом пульса,
А не смертью от клинка
К нам художник дотянулся
Через темные века,

Чтобы шли живые соки:
Ярких красок, дивных слов,
Чтоб вырос ты высоким,
Богомаз Андрей Рублев.

Эх, вот так бы и сегодня
Взмахом легкого крыла
Мастеров рука Господня,
Словно душу, берегла.

Стихотворение не понравилось. Причина неудачи лежит уже в неудачном выборе стихотворного размера. Четырёхстопный хорей хорош для детских стишков Сергея Михалкова. "Из районных великанов самый главный великан". Автор же данного стихотворения хочет говорить о серьёзных вещах, о трагизме судьбы художника в мрачные эпохи, о месте искусства в истории страны. Но четырёхстопный хорей автоматически превращает стих в весёлую детскую считалочку.
Технически, однако, тоже далеко до совершенства. Масса прилагаков, неточно выбранных слов. Почему, например, галоп грузный? Да, только потому, что это удачная рифма на Суздаль. Кстати, исторические сведения, приведённые в стихе, весьма сомнительны. Киржач, например, никогда не был удельным княжеством. В чём же причина  появления этого Киржача? Да только рифма к "хоть ты плачь".
То не сердца перебои,
Не гроза на небеси,
Это встало за тобою
Все грядущее Руси, – как говорится, в огроде бузина, а в Киеве дядька.
Финал крайне плоский, достойный советской стенгазеты. Разве что рука Господня отличает.


28. МИТИНА ЮЛИЯ «Крестики-нолики»
http://www.stihi.ru/2016/06/30/5090 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Настроение испортилось, что ли?
Много куришь и качаешься в кресле.
Помнишь, как с тобой играли мы в школе:
крестик-нолик, снова нолик… и крестик?
А потом в бои морские сражались.
Вот и в чувствах: побеждать, не иначе.
Проиграл и не дави мне на жалость.
Миг победы – он ведь многое значит.
Тянет снова покорять «эвересты»?
Чья победа – а не всё нам равно ли?
Ведь была любовь, была! Ставим крестик.
И куда она сплыла? Ставим нолик.

Стихотворение не понравилось. Смысл его довольно смутен. В середине текста героиня делает ничем не оправданный поворот на 180 градусов. Кажется, автор всё написал ради ударных последних двух строчек. Но что всё-таки перед ними? Первые две строчки вполне понятны, они задают ситуацию. Дальше идут воспоминания о школьных играх. По ходу дела скажем, что строчка
"А потом в бои морские сражались" не очень удачна. Игра называется Морской бой. Сказать можно "Сражались в Морской бой" или, если название не использовать "между нами происходили морские бои" или что-то подобное. А "сражались в бои" это не годится.
Возвращаемся к теме. Дальше следует кредо героини:
Вот и в чувствах: побеждать, не иначе.
Проиграл и не дави мне на жалость.
Миг победы – он ведь многое значит.
То есть в том поединке роковом, коим является любовь, она победила. Это её цель, она придаёт победе немалое значение.
Далее идёт строчка "Тянет снова покорять «эвересты»?" Героиня спрашивает героя, не хочет ли он снова сразиться с ней? Может быть, даже слегка издевается над ним, зная, что он опять проиграет.
Но потом вдруг героиня начинает противоречить сама себе: "Чья победа – а не всё нам равно ли?" Как всё равно? Не ты ли, голубушка, говорила: "Побеждать, не иначе! Миг победы многое значит!"
"Ведь была любовь, была!" А кто её погубил своими дурацкими играми? Ты и погубила. Теперь только нолик осталось поставить.
Может, я, конечно, чего-то не понял. Женская логика предмет для мужчины не простой.


29. ЛАНА СТЕПАНОВА «Мцыри»
http://www.stihi.ru/2016/01/25/8009  конкурсный литературный портал stihi.lv

В детстве свет был ярче, пространство шире
(десять лет, двенадцать? не в этом суть),
а стихи с ореховым словом «мцыри»
не давали мне по ночам уснуть.
Это слово звуком околдовало:
разгрызёшь скорлупку – услышишь хруст.

Я брала фонарик под одеяло,
и опять Арагва текла в Куру,
вылетал огонь из небесной топки,
устремлялся в бой с человеком барс,
за водой шла девушка узкой тропкой,
на излом героя брала судьба.

У весов две чаши с духовным грузом.
Что важней, весомее – как понять?
На одной – молитвы, покой и узы,
на другой – три вольных, счастливых дня…

Мне тогда казалось, что я смогла бы
сделать выбор в пользу блаженных дней.
А сейчас и воля, и страсть ослабли,
и всё чаще хочется, всё сильней
от тревог и гроз схорониться в келье,
запереть замок, потерять ключи…

Подержала слово на языке я,
а оно, как грецкий орех, горчит.

Стихотворение не очень понравилось. Мысль его понятна, но как-то однозначна, этот грецкий орех автор для читателя разжевал и в рот положил, так что никакого вкуса для читателя не осталось.
Пересказывает поэму, чувствуется, усталый человек. Вспомните, у Лермонтова этот четырёхстопный ямб с одними мужскими рифмами, эта энергия молодости.
Я ждал, и вот в тиши ночной
Врага почуял он, и вой...
До сих пор помню наизусть. Всё ярко, всё из жизни.
А вот что у автора стихотворения:
вылетал огонь из небесной топки,
устремлялся в бой с человеком барс,
за водой шла девушка узкой тропкой,
на излом героя брала судьба.
Какие-то абстракции, штампы: огонь из небесной топки, судьба брала на излом. Девушка зачем-то приплетена.
В общем, стихотворение от головы, а не от души, поэтому и слова подбираются с трудом, и выходит уныло.


30. АНДРЕЙ МАРТЫНОВ «Жили-были»
http://www.stihi.ru/2016/06/06/8434  конкурсный литературный портал stihi.lv

жили-были
любили
копили
запасали как чувствуя впрок
грозовые июльские ливни
и алеющий майский восток

драгоценные зёрна сомнений
и целебные капли обид
составлялись в единые звенья
в целом всё же прекрасной цепи

небосвод был высок и незыблем
и никто не боялся войны
нам казалось
другие погибнут

а другим
всё казалось
что мы

...

Неплохое стихотворение. Хотя я не люблю стихов с последней ударной строчкой. Получается, что всё написано ради одной последней строки, и это превращает предыдущие строчки в расходный материал для финала, лишает их собственной ценности. А в данном стихотворении предыдущие строчки как раз хорошие, а финальная - так себе. Её портит словечко "всё", явно лишнее, вставленное ради соблюдения стихотворного размера. Я бы уж лучше оставил: "а другим казалось, что мы" – в последней строчке вполне может быть усечённый размер. Или может быть более рискованное решение: оставить стих вообще без последней строчки, закончить на "нам казалось, другие погибнут...". Это внесло бы неоднозначность, заставило бы додумывать читателя, делало бы его соавтором, а ведь это самое ценное в поэзии.
Не понял, почему в стихе нет пунктуации. Я это вполне допускаю как художественный приём, сам иногда использую. Но в данном случае это ничего не даёт, только усложняет восприятие.


31. ЛЮДМИЛА КАЛЯГИНА «Аюттайя»
http://www.stihi.ru/2016/01/02/9582 квота Полины Орынянской за редактирование отборочного тура

Гору накрыло небо – хрустальный панцирь, вырос под небом город – и стал великим. Будды сжимали лотосы в тонких пальцах, Будды хранили мир в узкоглазых ликах. Пламя пришло внезапно и отовсюду, пламя плясало ярким священным цветом. Отсвет огня ложился на плечи Буддам, Будды не отворачивались от света.
 
Город лежал в руинах пяти столетий, люди ступали в обуви на пороги, верили: боги счастливы, если где-то свергнуты с пьедесталов чужие боги. Город лежал открытой смертельной раной, пачкая кровью складки своей постели. Люди входили в боль закопчённых храмов. Буддам в глаза, наверное, не смотрели.

Камень одним ударом не переломишь – камень, рождённый миром в его начале. Люди рубили яростно и наотмашь, Будды сжимали лотосы и молчали. Если безумью в мире дано свершиться, то и дела во славу его свершатся. Люди рубили по узкоглазым лицам, по головам, плечам, по цветам и пальцам…

Город лежит под небом семи столетий, город под пеплом выжил в эпоху мрака. Тот, кто смотрел в глаза неизбежной смерти, смотрит на мир без жалобы и без страха. Будды сидят на стёртых седых ступенях, в трещинках мелких камень шероховатый.  Будды хранят Вселенную, как умеют – сотни безруких и безголовых статуй.

-----------
Аюттайя – древняя столица Сиама (ныне территория Таиланда), захваченная и разрушенная бирманцами в XVIII веке. Во время захвата города  множество храмов было обращено в руины, а статуи Будды обезглавлены. При восстановлении удалось собрать статуи из найденных фрагментов, но головы у большинства изваяний утрачены навсегда. Реставраторы не стали изготавливать головы заново, оставив покалеченных Будд как напоминание о давних событиях и повод для размышлений...

Хорошее стихотворение. Я его помню по Кубку мира, хотя обычно мало что запоминаю. Очень яркие впечатляющие картины. Немного мешает мне некая декларативность. Автор твёрдо знает, что в этом мире хорошо, что плохо, и этот свой взгляд на жизнь изо всех сил отстаивает. Такие стихи, конечно, имеют право на существование. Просто немного не в моём вкусе.


32. ВАДИМ ГРОЙСМАН «Загрей»
http://www.stihi.ru/2016/02/24/8771 квота за редактирование отборочного тура

Детский ад испуганной зверушки,
Сломанных фигурок галерея...
Две мои последние игрушки –
Ракушка и зеркальце Загрея.

То и дело бегаю на кухню,
Сладости дешёвые таскаю,
Ракушку прикладываю к уху,
Тонкий лучик зеркальцем пускаю.

Вот, из мира тесного уехав,
Чудным обещаниям поверив,
По кусочку собранный у греков,
Римлян, галлов, скифов и евреев,

Я в дому нетопленом зимую,
Шевелю разбитой скорлупою,
Глажу эту ракушку немую
И целую зеркальце слепое.

Стихотворение очень понравилось. Честно признаюсь, не знал, кто такой Загрей. Много раз читал стихотворение, ломал голову, о чём тут речь. В конце концов, обратился к всезнайке Гуглу. Узнал много интересного. Всем, кто не в курсе, рекомендую.
 Хотя сказать, что понял смысл стиха до дна, не могу. Этим стих и привлекает – своей неоднозначностью. Стих завораживает, заставляет возвращаться к нему снова и снова, искать и находить новые смыслы. Первоклассная работа.


33. ПОЛИНА ОРЫНЯНСКАЯ «Бестолочь»
http://www.stihi.ru/2014/10/17/4562 номинатор Лёша Исхаков

Сеют влажную мутную мелочь
запылённые мглой небеса.
Понимаешь ли, осень, ты бестолочь,
я под дудку твою плясать
не намерена. Хватит мне дробно
забивать в тротуар (раз-два-три)
не шаги – отголоски озноба.
Ты сама на себя посмотри –
разлохматилась, куришь туманно
эти ночи одну за одной,
разливаясь зрачком наркомана,
улыбаясь щербатой луной.
Полуголая анорексичка,
вздохи-тени и рёбра ветвей,
ты всегда, добывая отмычку,
квартируешь в моей голове.
Выметайся.
*
                Опавшие листья
подобрав, будто длинный подол,
осень в темень умчалась со свистом.
Я поставила кружку на стол.
Бармен был полусонно-участлив.
В пятой пинте клубился янтарь.
Окна в башне напротив погасли.
Рыжевато сочился фонарь.
Был рекламный неон перламутров.
Вой сирены ударил в стекло…
Осень сбило трамваем. Под утро
белый контур вокруг намело.

Олицетворение времён года, месяцев и прочих календарных явлений – это, по-моему, уже давно моветон. И, хотя в стихе есть интересные находки, смешные места, в целом всё это вызывает только один вопрос – зачем? Трудно представить себе автора, к которому приходят образы осени-бестолочи, осени-анарексички и тому подобное. Всё это сконструировано от головы, без участия сердца, а поэтому и у читателя не вызывает сердечного отклика, только улыбнётся отдельным удачно подобранным словам, и всё. Рифма утра – перламутра категорически не допускается.


34. СЕРГЕЙ ЧЕРСКОВ «Полина»
http://www.stihi.ru/2016/07/01/4777 номинатор Лёша Исхаков

В небе угрюмом столетние исполины
ловят уставших птиц на тугую ветвь.
Грустные пилигримы в лесу Полины
просят её:
– Если знаешь наш путь – ответь.

Молят её:
– Покажи нам дорогу к дому.
Словно шары воздушные – отпусти.
Наши слова так прозрачны и невесомы,
может быть, оттого, что и мы – пусты?

Тихо Полина ответит:
– Я пленник тоже.
Это моя награда и крест за всё.
Я не из тех, кто кому-то из вас поможет.
Я не из тех, кто кого-то из вас спасёт.

Бывает, идёшь где-нибудь, и донесутся до тебя разговоры каких-то незнакомых людей. Они говорят о чём-то для себя важном, но ты не в теме, и тебя их дела не касаются. Так и тут. Кто эти пилигримы и эта Полина, в чём суть проблемы, мне неизвестно, поэтому стихотворение не вызвало никаких эмоций. Возможно, это на тему какого-то произведения, но я его не знаю.


IV. Хэппи энд (не для всех, конечно)

Хотел я собрать свой шорт по гамбургскому счёту. Но, если по гамбургскому, то в шорт попало бы всего три стихотворения:
ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «с войны»
http://www.stihi.ru/2016/07/08/999  отборочный тур для резидентов

АЛЕНА БАБАНСКАЯ «чашка»
http://www.stihi.ru/2013/07/20/2211 номинатор «Термитник поэзии»

ВАДИМ ГРОЙСМАН «Загрей»
http://www.stihi.ru/2016/02/24/8771 квота за редактирование отборочного тура

Этого, конечно, мало. Поэтому решил добавить в шорт ещё несколько стихотворений, достоинства которых для меня значительно превосходят недостатки или которые просто не вполне соответствуют моему вкусу, что ведь само по себе не является недостатком. Это следующие стихи:

ИГОРЬ БРЕН «Тотем»
http://www.stihi.ru/2016/05/14/4046 отборочный тур для резидентов

ВЛАДИМИР ЦЮПИН «Черный Воронов»
http://www.stihi.ru/2016/05/14/8745  отборочный тур для резидентов

 ЭЛЛЕН КАСАБЛАНКА «Истопник»
http://www.stihi.ru/2015/11/19/5465 отборочный тур

 ЕЛЕНА КАЦЮБА «Дождь на Ивана Купалу»
http://www.stihi.ru/2016/07/12/7315 номинатор Ильдар Харисов

ЛЮДМИЛА КАЛЯГИНА «Аюттайя»
http://www.stihi.ru/2016/01/02/9582 квота Полины Орынянской за редактирование отборочного тура


Подводя итог своей нелёгкой работы, должен сказать, что общий уровень лонга не вызвал у меня чувства удовлетворения. Лонг, который я обозревал в 2013 году, был сильнее. Может быть, это проблема только данного лонга, а месяц на месяц, как известно, не приходится. Но всё же я хочу обратиться к номинаторам, к будущим редакторам с призывом усилить, углубить, держать и не пущать. У нас ведь БЛК. Надо, чтоб не пришлось нам его переименовывать в СЛК, из большого в средний.
Желаю всем причастным новых ещё больших творческих успехов, побед на больших и малых конкурсах и благожелательных экспертов, конечно же.

Ваш Александр Крупинин



*Стихотворения лонг-листа рассматривались в обезличенном виде, под номерами. Полные ссылки на них восстановлены при подготовке обзора к публикации - Главная редакция БЛК.