Итоги 2011. Дмитрий Бавильский

Большой Литературный Конкурс
Дмитрий Бавильский прислал свой обзор только сегодня. Смею всех заверить, что он не читал обзоров других экспертов и в этом легко убедиться, познакомившись с его заметками.




МАКСИМ КОРСАКОВ

"Фокус-группа" http://www.stihi.ru/2009/12/09/7104

"собака" http://www.stihi.ru/2010/10/26/5129

"прогулка" http://www.stihi.ru/2010/10/12/2054

интересен там, где он себе не упрощает технические задачи, но пытается найти свободу внутри традиционных поэтических средств, освежая их неожиданными фабульными поворотами. Очень хороший текст про собаку и про человека из фокус-группы, «Прогулка» мне понравилась меньше.

ПАСТУХ ЛА

“А это – я” http://www.stihi.ru/2010/03/15/6520

“Спит районная больница” http://www.stihi.ru/2010/06/04/4238

“Я – осколок местечка” http://www.stihi.ru/2010/07/30/5676

 не понравился совсем, извините, но лишнего здесь намного больше, чем нужного и полезного. Очень похоже на бардовские тексты. Может быть, они под жалостливую музыку будут хороши?
К тому же, там есть просто технические проколы со случайными, выпадающими из общего ряда, рифмовками.

ГЕОРГИЙ ЯРОПОЛЬСКИЙ

"Холмы Forever" http://www.stihi.ru/2011/04/02/4821

"Фотография Роберта Фроста в 89 лет" http://www.stihi.ru/2011/01/19/9330

"Холмистое небо" http://www.stihi.ru/2011/04/05/4639

 демонстрирует зависимость от ритма и от чужих влияний. Это хорошие, грамотные стихи (особенно культурные в срединном тексте про фото Р. Фроста, оммаж я оценил), но без какой-то, что ли, изюминки, которая бы их выделяла из общей массы.

МЕЛЬКОР

"морская корова" http://stihi.ru/2011/02/02/1640

"вот они басмачи" http://stihi.ru/2010/08/20/7760

"пачка солдат одичавшая смотрит дышит" http://stihi.ru/2010/11/24/1221

 хорош чётко продуманными небрежностями, которые выглядят достаточно убедительно внутри построенной им самим системы – то есть ему достаточно трех текстов, чтобы задать ими автономный контекст и некоторое напряжение. Хорошо-с.

ОСКАР БОЭЦИЙ

"полевой командир"  http://stihi.ru/2009/07/13/1897

"дно неба" http://stihi.ru/2006/01/25-2179

"корень" пастернак http://stihi.ru/2010/11/01/2341

 делает примерно то же самое, что Яропольский, но только грамотнее и чётче (полемика с классиками, игры с ритмом, в которых он не побеждает), с какими-то милыми локальными придумками (весьма убедительными), которые, тем не менее, не создают энергии прорыва.

СЕРГЕЙ ПАГЫН

"Во времени все больше вещества" http://stihi.ru/2010/09/30/6190

"Ничего не будет за порогом" http://stihi.ru/2011/04/11/6973

"Приходит час и страху увядать" http://stihi.ru/2008/06/04/1390

 демонстрирует тот случай, когда классическая, до дыр затёртая форма не кажется пустой или полой – потому что эти стихи не только дышат, но и думают, соединяя движение описания с течением мысли. А это, кстати, выход для преодоления формального кризиса для традиционного стихосложения: думать стихами и тогда всё получится. Респект.
Секрет этой прибавочной стоимости в том, когда остаётся ощущение сухого остатка и послевкусия. Новой информации.

ЕЛЕНА МИРОНОВА

"Выходи" http://www.stihi.ru/2007/06/08-1188

"Ты с райских кустов состригаешь сухую листву..." http://stihi.ru/2008/06/07/1578

"Колыбельная" http://stihi.ru/2010/02/05/8469

 порадовала образом вдовы, прижимающейся к груди, только я не понял к кому обращён её призыв выходить. К Арутюнову? Про текст с религиозными мотивами ничего говорить не буду, не крещённый, а вот третье, с развёрнутой, разворачиваемой постепенно метафорой миленькое, упругое такое.

ГАЛИНА СМИРНОВА

"Рыбка" http://stihi.ru/2010/08/17/2255

"жаба" http://stihi.ru/2011/01/08/4231

"колыбельная v" http://stihi.ru/2011/03/13/8874

 «Рыбка» порадовала хорошей концовкой и намеренно неброской рифмовкой. Серая жаба из второго текста не становится менее случайной из-за повторения. Тот случай, когда случайный элемент уводит текст в сторону. Сбой ритма в третьем тексте, как мне кажется, не сработал, хотя огромная бородавка ночи, несомненно, изумляет.

АЛЕКСАНДР КРУПИНИН

“Поэт” http://stihi.ru/2008/05/01/1477

“Куйбышев и Уйбышев” http://stihi.ru/2009/01/06/3230

“Наш поцелуй прощальный был так долог” http://stihi.ru/2011/01/24/8691

 если честно, запутал с генералом Е, я так и не понял что к чему, хотя претензия, выраженная в инфантильно-абсурдистской интонации чувствуется. Про Уйбышева и Куйбышева получилось лучше, хотя и длиннее (что не есть гуд). Третий текст вообще не тронул, хотя он и самый короткий.

АЛЁНА БАБАНСКАЯ

"На уровне ласточек..." http://www.stihi.ru/2011/04/27/6506

"бильбоке" http://www.stihi.ru/2011/04/27/6531

"иероним" http://www.stihi.ru/2011/04/27/6550

в «На уровне ласточек» показывает прекрасные навыки владения звукописью, только к чему она, звукопись, здесь приурочена? Что даёт? Приправа не может быть самодостаточной, она подаётся к куску мяса, а где мясо? Мяса нет и звукопись в «Бильбоке» (и в «Иерониме») мутирует в гладкопись.

АНДРЕЙ ПЕРМЯКОВ

Футбол" http://stihi.ru/2011/04/20/3470

"Саратовское" http://stihi.ru/2011/04/20/3476

"Придумаю: ушла, оставив сны..." http://stihi.ru/2011/04/20/3486

 в «Футболе» правильные прозаизмы и шероховатости совмещает с чётким развитием метафоры; «Саратовское» оставляет ощущение умной свежести, так что хотелось, чтобы оно не кончалось. А вот третье, на фоне первых двух, вообще никакое.

ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ

"Сражённый средством доктора Вов-ху" http://stihi.ru/2011/04/08/6428

"Как если бы я не погиб на войне кентавров" http://stihi.ru/2009/10/07/2092

"Я только помню, что свет" http://www.stihi.ru/2010/03/13/5017

 в первых двух наворотил так, что я ничего не понял, а врубаться, почему-то, не захотелось. Третье попроще и поестественнее (хотя про зееловские прожектора я не понял тоже), поэтому недоумённо пожимаю плечами.

ДМИТРИЙ АРТИС

"Она не живёт..." http://www.stihi.ru/2005/12/16-927

"Хороший роман..." http://www.stihi.ru/2008/08/06/2079

"Транспортное растение..." http://www.stihi.ru/2011/04/01/6069

 работает примерно в том же направлении, что Мельников и Крупинин (особенная, сказовая интонация как бы простецкого человека), но у него, в отличие от предыдущих, получается убедительно.

ДМИТРИЙ ИВАЩЕНКО

«Да, только так и не иначе» http://www.stihi.ru/2011/01/18/7330

«Ты яблоками пахнешь и травой» http://www.stihi.ru/2011/02/10/6891

«памяти Михаила Дёмина» http://www.stihi.ru/2011/01/16/2406

 достаточно старомодно, под рабочее-крестьянские лесенки шестидесятых, даже не думал, что так до сих пор кто-то строит…

МИХАИЛ СВИЩЁВ

"Светомузыка" http://www.stihi.ru/2011/05/05/4285

"RDX" http://www.stihi.ru/2011/04/22/7669

"Четыре оврага" http://www.stihi.ru/2009/09/08/3559

 оказался крайне неровным – в первых двух в одной и той же строфе хорошие образы и энергетические провалы, а в третьем и вовсе непонятно отчего это дети ошибки своей устыдились. То есть, понятно, что это про извечное (отцы и дети, возвращение блудного), но сама формулировка вышла неловкой и, оттого, неграмотной что ли…

ИГОРЬ ГОНОХОВ

"Чёрный махаон" http://www.stihi.ru/2010/08/12/6772

"напишите, милые, о Москве" http://www.stihi.ru/2010/08/20/7242

"Дачные строфы" http://www.stihi.ru/2010/10/20/8186

 подводят зашитые в текст первого стихотворения канцеляриты (грозная мощь, сильное чувство, воды родниковой напиться, подобные вещи, раскидистый тополь), которые воспринимаются не как игра, но как небрежность, из-за чего тексту перестаёшь верить. Во втором что-то не так с пропущенными звеньями. Третье куда-то выруливает, но…

ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ

“Усталый снег ложится на мирок” http://www.stihi.ru/2009/05/04/3619

“Спичка” http://www.stihi.ru/2005/12/22-845

“Петербургская зарисовка” http://www.stihi.ru/2006/07/05-1467

 показал крайне неровные тексты – в рамках одного (про Питер или про больницу) стихотворения есть и удачные находки и провальные строчки, когда понимаешь – что, ну, да, потянулся за образом, но уровню его целиком и полностью соответствовать не смог. Вот и выходит то, что выходит – черновик, зарисовка.

ВЛАДИМИР МЯЛИН

"А от жалости той не сойду я с ума" http://www.stihi.ru/2011/04/15/8796

"над бездной зеркало порхало" http://www.stihi.ru/2011/05/02/5732

"свеченья проём, тишины поворот" http://www.stihi.ru/2010/12/24/6013

 два раза на три текста упоминает «медленный снег», что настораживает, а «пук тополей» и вовсе удивляет – даже если семантически всё верно, то фонетически таких сочетаний в грамотно выверенных текстах (а у Мялина именно такие), на мой вкус, быть не должно.

ИРИНА ЗИНОВЬЕВНА

http://stihi.ru/2011/05/06/5207

“Таруса”

“Херсонес”

“Усыхающий довесок”

 зря ставит эпиграфы в половину (ну или в треть) своих текстов, они её компрометируют. И сразу становятся очевидными непреодолённые влияния, хотя они и так достаточно очевидны, но чтобы это ещё и подчёркивать? Очень странно хотеть видеть на своём бенефисе, коим является любой текст, звёзд из соперничающего и более успешного театра.

ЖАН-ПОЛЬ ПРУТКОВ

“Средиземноморье” http://www.stihi.ru/2008/01/02/1499

“Мёртвое море” http://www.stihi.ru/2010/06/07/5202

“Вечеря” http://www.stihi.ru/2011/05/03/5258

 настраивает своим псевдонимом на нечто иронично игровое, но обманывает и выдаёт упражнения самодостаточной звукописи и примитивной живописи, отсылая то ли в сторону Хлебникова, то ли Заболоцкого. Может, и хорошо (а местами и остроумно, и точно), но не моё.

ИВАН ДАРУМОВ

"Как дети" http://stihi.ru/2008/01/06/1306

"Пыльца" http://stihi.ru/2008/05/23/1598

"На грядущих иконах" http://stihi.ru/2008/03/03/726

 когда встречаю в стихах слово «Бог» мгновенно отрубаюсь и утрачиваю аналитические способности, извините.

ХАН ЮРИЙ

“сосед” http://www.stihi.ru/2011/03/20/2469

“2033. Еретик” http://www.stihi.ru/2006/10/17-244

“Промежуточное” http://www.stihi.ru/2006/04/01-648

 в первом стихотворение есть и настрой, и настроение (оно хорошо поётся, должно быть), второе убивает зарифмованная публицистика, в третьем споткнулся за строку про город, что «качает проспектами тающий лес» и долго разбирался как это может быть (ну, или что этим хотел сказать автор), однако, так и не вычислил, что же именно. Точно так же не понял почему мы стекаем как «разбитая армия», почему «разбитая армия» стекает? Куда и как? Ну, а финал с «аминь» показывает, что автор и сам ни с чем толком не разобрался.

ГРАФИНЯ ТД

“сосредоточьтесь” http://stihi.ru/2011/05/02/3235

“саночки” http://stihi.ru/2011/05/02/652

“была у чумака река” http://stihi.ru/2011/05/02/643

 милые, претенциозные кружева, такие тексты могла бы писать героиня Ренаты Литвиновой, впрочем, достаточно цельные и весьма убедительные. Но какие-то ненатуральные. Не моё…

СЕРГЕЙ ИВКИН

"Любовь" http://www.stihi.ru/2010/12/29/2290

"Зависть" http://www.stihi.ru/2010/11/04/3858

"Провинция" http://www.stihi.ru/2011/02/21/2283

 схитрил и предоставил вместо трёх текстов восемь, но из них я так и не понял нарочно он или от лингвистической глухоты сталкивает в пределах одного и того же периода слова из различных семантических групп. И отдельный вопрос – насколько правомерно употребление в стихотворении такого слова как «каркадэ» я для себя так и не решил.


_____________________________________________ 


Никого не выделяя, первые пять мест присуждаю

Андрею Пермякову
Сергею Пагыну
Дмитрию Артису
Максиму Корсакову
Мелькору



Таблица итоговых результатов с учётом голосов 11 из 12 экспертов http://stihi.ru/2011/07/05/406