Экспертный обзор. Александр Ланин. Март-2015

Большой Литературный Клуб
Добрый день или какой он там у вас сегодня :-)

Сразу перейду к делу. Понятно, что оценка поэзии - штука субъективная, поэтому всё, что я тут напишу - сугубо моё личное мнение, а в особо запущенных случаях ещё и оценочное.

Немного о критериях. Я давно заметил, что жюристы деляться на две категории. Первые оценивают весь текст, особо следя за технической стороной (понятно, что это не только рифмы и ритм, но и звукопись, метафоры, образы и прочая, и прочая). Ровное сильное стихотворение получит у них максимальные баллы. Чаще всего, это люди, которые сами пишут неплохие стихи и оценивают, по сути, равных себе. Вторые (обычно это давно состоявшиеся сильные поэты или очень опытные редакторы дробь критики) смотрят на весь наш муравейник несколько свысока. Средний хороший уровень их не заинтересует, а вот сильный новый образ или какая-то очень удачная деталь выделит даже откровенно слабый текст. Потому что с их высоты все эти стихи по качеству примерно одного уровня (красный муравей, чёрный муравей - какая, в брюшко, разница), зато бриллиант они углядят в любых лапках, по нему и оценивают.

Тут очень хотелось вставить пассаж про то, что я не принадлежу ни к тем, и к другим, но увы. Я определённо не тяну на второй тип и недостаточно оригинален для чего-то третьего. Так что текст с явными огрехами в мой топ не попадёт. Ещё я тяготею к классической силлабо-тонике и требования к верлибрам у меня, мягко говоря, завышены. Ценю звукописные красивости и смысловые изыски. А когда оно совпадает в одном стихотворении, считаю его удавшимся. Ну и не люблю тексты ни о чём, относя к таковым, в частности, излияния мятущейся души, интересные только автору. Вполне стандартный набор.

Поехали*:

1. УЧАРОВ ЭДУАРД РАИМОВИЧ «Гавриил Каменев»
http://www.stihi.ru/2015/02/16/11045 номинатор "Решетория"

Классическое посвящение, использующее всякие разности из биографии и творчества. Очень мастерски написано (один "каменев с души" чего стоит). К сожалению, не зацепило, и я поясню, почему. Если автор ставил задачу заинтересовать меня, то мне было бы проще, если бы автор был проще. Сконцентрированней. А получился междусобойчик каменевоведов. И всё равно чуть не попало в мой топ, увы, чуть.


2. ИППОЛИТ ПОХЛЕБКИН «Апрельское пессиместическое»
http://stihi.ru/2012/05/15/9302 номинатор "Решетория"
Вот это - одно из лучших. Перенаворочено немного, но за внутренние рифмы я готов простить всё (кроме Каменева ;-)) За мишурой сравнений было немного трудно уловить сюжет, собственно, он предельно прост и текст написан не ради сюжета, а именно ради "поиграть в метафоры". В топ.


3. МИХАИЛ ФОКС  «Станция Tod»
http://www.stihi.ru/2014/05/24/3919 квота Главной редакции

Вот на этом стихотворении я испугался - если все такие будут, как выбирать десятку - из первых трёх три достойны топа. Впрочем, теория вероятности подсказывает, что все такими не будут. А текст хороший, мрачноватый по сюжету, но почему-то совершенно светлый по исполнению. Если так и задумано - блестящая идея. Пара претензий к технике - например, много неоправданных "и" в начале строчек, рифмы то чудесные ("настил-настиг"), то хромые ("дверь-смерть"), "облака брили солнце" без поллитры не выговаривается. Но это можно пережить. В топ.


4. АЗАЧЕМ «О пище и музыке»
http://www.stihi.ru/2015/02/27/8689 отборочный тур

И четвёртое подряд сильное, да что же это такое. Чувствуется уверенная рука. Автор не боится закончить рифмой "набив - любви" - и правильно делает. В остальных строфах неточные рифмовки идут в первой-третьей строчках, а в концовке вдруг так. И это работает и запоминается прям по Штирлицу. Немного не в тему "ливер". Я понимаю, что через весь текст идёт вот это сравнение земного с небесным, но всё равно режет. В остальном классическая сложнодостижимая простота - в топ.


5. МИХАИЛ ОЗМИТЕЛЬ «Воробышек»
http://www.stihi.ru/2014/12/12/680 отборочный тур

Очень хорошее стихотворение, но сразу честно скажу - не моё (см. критерии). Было бы больше мест в топе - может и взял бы. Не моё, потому что форма здесь, на мой взгляд, не оправдана качеством подачи и точностью формулировок. А смысл хороший, глубокий и Нюрка эта, проходящая через всё вязание красной нитью, и Христос на осляти. Да простит меня автор. А если он умеет и классически писать, то вдвойне прошу прощения.


6. ЛИНДА АНГЕЛИНА «Сны осени»
http://www.stihi.ru/2015/03/07/10991 отборочный тур

Ох, очень уж длинное. Такое ощущение, что автор моет посуду или там паяет телевизор, а параллельно наговаривает свои мысли. Хорошо наговаривает, но мысь изрядно расползается по древу и в конце стихотворения уже не помнишь, что было в начале.


7. СТАНИ СЛАВА «от её калитки до моря...»
http://www.stihi.ru/2014/11/25/4735 отборочный тур

Опять про любовь и опять хорошо. Редкий случай светлого стихотворения о хорошем. Причём, не примитивного. Я и сам предпочитаю ныть, нытьё и беспросветность - это вообще мейнстрим в русской поэтической традиции. Тем ценнее вот такие стихи. А картинка выписана настолько точно, что аж чувствуется запах моря - есть в этом тексте такое волшебство. В топ.


8. ОЛЬГА ВИРЯЗОВА «В парке растерянные деревья...»
http://www.stihi.ru/2015/02/20/1634  номинатор Татьяна Лернер 

Уже только за "Выстоять в диком лесу - искусство,// Не оставляющее следов." - в топ. Редко встречаются настолько чеканные и при этом новые формулировки. Минус есть - стихотворение началось сравнением парка и леса, а дальше эта тема как-то подвисла, автор окончательно ушёл в лес, заблудился и не придумал, как закончить. И концовка, да ещё и на рифме "врастёт - всё" здесь смотрится банально. Обидно.


9. БРАЗЕРВИЛЛЬ «Колыбель»
http://www.stihi.ru/2015/03/01/3430  номинатор Татьяна Лернер 

Очередное про любовь, что подтверждается почти порнографическим "чтоб с удвоенной силой деталями в полночь брызнуть.//Я работаю только в пределах трубы и будки." Радует само вот это сравнение с постройкой дома, немного мешает постоянное смешивание "детских" и "взрослых" метафор. Буду надеятся, что это не баг, а фича, и возьму в топ.


10. АННА РУБИНШТЕЙН «серое 2»
http://www.stihi.ru/2013/04/28/6772 отборочный тур для резидентов

Вот и грустное про любовь. Интересно, что автор сам почувствовал, что к первой строчке ничего добавлять уже не надо, и выделил её. Остальное - сто раз сказано и лишнее. До последней строчки я ещё надеялся, но "жертва-палач-судья" это уже перебор. Стихотворение настолько качественно написано, что я не верю, что автор не видит слабости финала. А первая строчка действительно хороша.


11. ВАДИМ ЛИАНДРЕС «Тлеющее»
http://www.stihi.ru/2014/05/07/9839 отборочный тур для резидентов

Интересное, какое-то очень серебрянновековое стихотворение, несмотря на вискарь. Автору удалось передать это утреннее постсостояние, мало того, он с ним справился и расправился в финале, что очень здорово. Исполнение классное - рифмы типа "жаре - пожалеть", щёлканье нервами у виска, вот это всё. В топ.


12. ЗИНАИДА ПАЛАЙЯ «Аминь!»
http://www.stihi.ru/2015/01/25/7754 отборочный тур для резидентов

Не оценил, увы. Показалось несколько ученическим на фоне остальных. Хотя тема с камнем очень интересна.


13. ЛАНА СТЕПАНОВА «Кто я?»
http://www.stihi.ru/2015/02/27/3936 отборочный тур для резидентов

Хорошее стихотворение. Образ огонька спички не нов, но в данном случае интересен. До топа, к сожалению, не хватило оригинальности высказывания, что ли.


14. АЛЕКСАНДРА ИНИНА «мандариновый свет»
http://www.stihi.ru/2015/01/14/6975 отборочный тур для резидентов

Слишком длинное было, а вот теперь слишком короткое. И дело не в количестве строк, а в том, что всё стихотворение - один локальный образ. Скорее зарисовка. Это не недостаток стихотворения, просто как бы другой вид спорта. Такие тексты нужны в сборнике, а на конкурсе мне этого всё-таки маловато. А образ красивый, да.


15. ЛИПА ЛИПОВАЯ «Банальное»
http://www.stihi.ru/2014/09/18/5319 отборочный тур для резидентов

Буду честен, я не продрался. Стихотворение рассыпается на отдельные бусинки и не даётся в руки. Вроде всё красиво, но смысл от меня ускользает. То есть понятно, что на смену лету пришла осень и одиночество, но всё как-то слишком запутано получилось. Хотя уровень мастерства позволяет предположить, что автор знал, что хотел сказать. Видимо, я неправильный читатель.


16. МАРИНА ЧИРКОВА «По красной нити»
http://www.stihi.ru/2015/02/17/5312 отборочный тур для резидентов

Вот опять белый стих про красную нить. На извечную тему. Не моё, простите, автор. Даже пом[нить] не помогает.


17. КЛАВДИЯ СМИРЯГИНА-ДМИТРИЕВА «Про рассаду»
http://www.stihi.ru/2015/02/09/3230 отборочный тур для резидентов

Хорошее доброе стихотворение. Ясная мысль, чётко высказана. К сожалению, сама идея настолько банальна, что написать что-то новое на эту тему очень сложно. Впрочем, автор, похоже, и не ставил перед собой такой задачи.


18. НИК ЭЛЬ «Жисть»
http://www.stihi.ru/2011/05/23/4348 номинатор Алексей Исхаков

Первая часть мне понравилась больше. Во-первых, я люблю Вознесенского. Во вторых, заданные ритм и стилистику автор удержал. А вот во второй части его куда-то понесло. И отдельные прекрасные "неперелётные мы" или "транзитные боги" перемежаются довольно банальными строфами.


19. ВЛАДИМИР ЦЮПИН «Сестра»
http://www.stihi.ru/2014/05/30/7227 квота Главной редакции

Блестящее начало. Про "схоронит в простеньком конверте" изумительно. Мне немного мешали рифмы "ада-медсанбата" и "приеду-монету", особенно после ярких рифм в начале. Финал хороший, понятно, о чём стихотворение. Вторая часть чуть просела по исполнению, это единственное, почему не в топе.


20. ГЕННАДИЙ РЯБОВ «Яблоки»
http://www.stihi.ru/2015/03/15/4841 номинатор "Вечерний гондольер"

Интересное сравнение. Очень классическое стихотворение получилось. Не то, чтобы сверхоригинальное, но хорошее. Просто вот всё это плодово-ягодное - не моё совсем, так что здесь включается вкусовщина. Простите, автор.


21. АРТЁМ ТАСАЛОВ «Апофеоз осенних листьев»
http://www.stihi.ru/2015/03/15/4825 номинатор "Вечерний гондольер"

Немного затянуто, но весьма неплохо. Смутило смена ритма после первой - отдельной - строфы. Я ожидал как минимум ещё одной смены ритма, но её не было, и тема несколько подвисла.


22. ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «Карандаши»
http://www.stihi.ru/2015/03/03/3499 квота Главной редакции (по итогам «народного выбора» в феврале-2015)

Вот опять за мишурой метафор теряется нить стихотворения. "Точу о ночь свои карандаши" - это прелестно, но автору мало, он хочет сказать больше, накручивает лишние, на мой взгляд, смыслы и образы, а в конце опять точное "точу цветной" и ещё более точное "и не рисую будто". Остаётся впечатление небрежности при неплохом потенциале.


23. ВИКТОР КОВРИЖНЫХ 2 «Генерал»
http://www.stihi.ru/2014/12/14/1671 квота Главной редакции (от Елены Наильевны)

Хорошая тема. Очень хорошая. Мне не хватило исполнения - как-то вот немного тяпляписто получилось. Причём дело не в простоте стиля - это замысел, а в каких-то отдельных корявостях. Тут как с детскими стихами - очень сложно написать просто.


24. ПАВЕЛ ПЕРЬЕВ «мне кажется»
http://www.stihi.ru/2014/07/13/1890 квота Главной редакции (от Александра Фральцова)

Ради предложения заменить слово по вкусу читателя стихотворение стоило дочитать до конца. В остальном всё бы хорошо, но сбитый ритм не работает. По меньшей мере, в моём случае.


25. АГАРА «таксисты»
http://www.stihi.ru/2014/12/06/9407 номинатор Алексей Исхаков

Отличное стихотворение, балансировало на грани топа, но, к сожалению, всё-таки не вошло. Мне так и не удалось понять, лирика это или сатира. Если бы получилось и то и другое, было бы здорово, а здесь как-то ни туда, ни сюда. Будь в топе больше мест, было бы там.


26. ОЛЬГА ХВОРОСТ «Про детей и мам»
http://www.stihi.ru/2013/08/01/8388 номинатор Андрей Моисеев

Я долго выбирал между этим и следующим стихотворением. Выбрал следующее, ниже объясню, почему. Вообще, очень хорошо. Но я всегда с опаской отношусь к подобным темам. Здесь выигрышна тема, не стихотворение. И под дых бьёт тема "потерялась, потом нашлась", а не строчка. Но бьёт. Тоже на грани топа.


27. ЛЮДМИЛА КАЛЯГИНА «Сорок»
http://www.stihi.ru/2014/04/06/4352 номинатор Андрей Моисеев

Сложный выбор. Стихотворение совершенно не заслужило места в топе. Очередная слезодавилка, по сути. Замысел нов, да, но не слишком оригинален - долго намекать, что речь о сорокалетии, а потом неожиданно повернуть на сорок дней. Да и исполнение без изысков.
А беру в топ исключительно за то, что замысел не работает. Первые же строчки - и сразу понятно, что сорок дней. Вот как-то так удалось автору передать это состояние один в один.


28. ЕЛЕНА ИВЧЕНКО «Когда на горло наступает утро»
http://www.stihi.ru/2015/03/03/5725 номинатор «Термитник поэзии»

Яркое мейнстримное стихотворение. Вероятно, слишком сложное для меня. Каждый образ сам по себе интересен, но вместе они у меня не складываются в картинку, хоть убей. Хотя картинка должна получиться всё та же - любовь и беззаботность, нет, не так, страстное желание беззаботности.


29. PLAHOV  «Pater Noster»
http://www.stihi.ru/2015/01/27/5273 номинатор «Термитник поэзии»

Автор - вы разрушили гармонию в одной отдельно взятой моей голове. После первых двух строчек я собрался включить стихотворение в топ. Прочитав последнюю строчку, я выкинул его на хрен из топа. Впрочем, потом снова включил. Автор, вам удалось совместить два масштаба - глобальный и локальный, скрутить историю в кольцо - это крайне редко удаётся, так зачем в последней строчке скатываться в агитку? Я уже не говорю об ужасной рифме "купол-Мариуполь". Так всегда бывает, стихотворение сопротивляется.
Понимаете, и так понятно, что вы хотите сказать. Без топонимов. Имён достаточно, причём тех самых, древнеримских.
А первые две строчки в мой личный цитатник, без сомнения.


30. ГЛЕБ ФОМИНОВ «Итака»
http://www.stihi.ru/2013/07/10/7960 номинатор Юлия Данилова

К сожалению, белый стих. Говорю, к сожалению, потому что в тексте (кстати, несмотря на длину) есть всё, что нужно. Оно тоже больше зарисовка, но здесь достаточно драматургии. Финал "я выжил: один на засыпанной мусором кухне //моя Пенелопа сплела паутину под шкафом" чудесен. До топа чуть не хватило.


31. КАТРИНИКА «Словарь»
http://www.stihi.ru/2013/01/16/5049 номинатор Юлия Данилова

Попытка такого заговора-наговора. Простые слова, понятная музыка стихотворения. Тема уж больно избита. Ну, да, ты один мне надежда и опора, кто бы спорил. А одной музыки мне не хватило.


32. ИРИНА МАЛЁВАНА «Потусторонний Рэп»
http://www.stihi.ru/2012/12/22/6401 номинатор Александр Измалкин

Я не знаю возраста автора. Если автор только косит под бабушку, то это очень круто. Если автор - действительно пожилая женщина, то просто круто. В любом случае в топ. Очень простым языком простые житейские мудрости, в меру и спокойной грусти и гордости за себя и за детей-внуков. И всё для того, что подвести к леденящей мысли в финале. Единственное, что напрягло - мастер-оф-дизастер. Такую вставку можно пережить в рифмованном тосте, а здесь всё же хорошее стихотворение.


33. ЛИКИНМ «Красная пыль»
http://www.stihi.ru/2015/01/24/4901 номинатор Александр Измалкин

Стихотворение, привезённое из путешествия (в данном случае, в Камбоджу). Осталось ощущение, что автор впервые узнал и о красотах Камбоджи, и о полпотовских ужасах - вот послушал экскурсовода и написал по горячим следам. Вероятно, это не так, всё-таки факты известные. А вот пережить трагедию вместе с автором мне не удалось - может быть потому, что слишком далека эта Камбоджа.


34. СЕРГЕЙ МИНЬКОВ 2 «Шуруп. Каждый охотник желает знать...»
http://www.stihi.ru/2015/02/19/4017 номинатор Борис Божков

Хорошее, профессиональное стихотворение. Мне не хватило эмоций, моих эмоций. Как-то вот всё правильно и концовка ударная, но ни одна строка не задела по настоящему. Жаль.


35. ДУША РЫБЬЯ «Оле Лукойе. Смерть детства»
http://www.stihi.ru/2012/04/03/82 номинатор Борис Божков

Замечательный, просто замечательный образ. Изменившийся Оле Лукойе, ушедшее детство. И всё-таки затянуто. Вот эта печаль и пустота - она намечена, но не раскрыта, автор хватается за другие образы, но при этом уходит от точности к размытости высказывания.


Не буду лукавить и говорить, что будь я в другом настроении или под другим градусом, мой топ был бы другим. В лонге не было совсем уж бездарных текстов, но не было и идеальных, таких, чтобы аж мурашки и горло, и защемило, и защипало. Поэтому выбор был непростым и я несколько раз перечитывал лонг, так что топ в рамках моего субъективного мнения вполне объективен. Тут я, правда, сам не понял, что сказал :-)

Вот такой весёлый джир. Спасибо и успехов!

Топ:
2. «Апрельское пессиместическое»
3. «Станция Tod»
4. «О пище и музыке»
7. «от её калитки до моря...»
8. «В парке растерянные деревья...»
9. «Колыбель»
11. «Тлеющее»
27. «Сорок»
29. «Pater Noster»
32. «Потусторонний Рэп»


--------------------------------
* Произведения рассматривались уважаемым экспертом без указания автора, полные ссылки на лонг-лист были восстановлены при публикации обзора – ГР БЛК.