Экспертный обзор. Наталья Чекова. Июль-2017

Большой Литературный Клуб
Здравствуйте уважаемые участники конкурса, редакторы и гости Большого Литературного Клуба!
Рада вновь оказаться на любимой площадке пусть и в несколько ином для себя качестве. Прочитав представленный лонг, заностальгировала, потому как довольно редко пишу сейчас что-то и немного выпала из стихирской жизни.
Сознательно не искала имен авторов стихотворений, список читала анонимный*, хотя не скрою, узнала многих знакомцев и друзей по почерку и настроению.
 Не могу сказать, что все понравилось и было мной принято за чистую монету. Но ведь так и не должно быть, коль нужна объективность, так? В целом, на мой взгляд и вкус, стихи в нынешнем лонге довольно разношерстны по уровню и настроению, и это хорошо и интересно для меня. Нет общего упаднического духа, как то случается по осени, и откровенной ерунды тоже нет... Хотя...)) В представленных текстах довольно много небрежности, не всегда оправданной.
Уважаю вдумчивую, бережную работу со словом, при этом не считая поэзию ремеслом, только пожалуй отчасти. В любом случае, спасибо номинаторам и редакторам отбора за кропотливую работу! Редакторский труд тяжел и неблагодарен.
Что бы там ни было, мой сторонний взгляд, как меня не обзови - экспертом, читателем, истиной в последней инстанции, все-таки остается мнением субъективным. Прошу это учесть. Была бы интересна обратная связь от авторов и интересующихся гостей, обсуждение приветствуется.
Решила прокомментировать каждое стихотворение.


ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА «всё меньше дни...»
http://www.stihi.ru/2017/07/20/10533 квота ГР за редактирование отборочного тура

всё меньше дни всё более устало
встает рассвет всё глуше голоса
длиннее сны теплее одеяла
прозрачнее глаза

обрывки речи медленной и близкой
плывут в метро теряются в такси
и радио тоскует на английском
и дворник – на фарси

всё ближе снег острее спозаранку
холодный воздух легче голова
и вывернуты в лужах наизнанку
знакомые слова

их двойники что выцвели и сникли
всё четче слух и память глубока –
чужие невесомые артикли
снимая с языка

Милая, довольно мастеровито написанная зарисовка о приближающейся зиме. Сделана в этаком "сонном" стиле, как бормотание слегка ни о чем. Понравился дворник тоскующий на фарси и радио тоже хорошо. Оборот про артикли - красиво, но непонятно для чего.
Мне, если честно, очень мешало отсутствие знаков препинаний, оттого и запуталась в последних строчках. Автор, попробуйте со знаками, милое же! Но для шорта, увы недостаточное, кажется...


ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «здесь»
http://www.stihi.ru/2016/09/08/5188 номинатор Юлия Долгановских

здесь больше нет ни бога ни трамваев
жестокий век
проклятый неудел
и ветер постоянно завывает
так будто он ветрянкой заболел

нет он не плачет
у него нет мочи
разверзнуть облаков слезливые глаза
он лишь поёт когда возможно хочет
чтобы под небом пролилась гроза

здесь гамлет жив
и клавдий не замешан
и королева – трепетная мать
здесь ласков хам
и грамотен невежда
и недругов не нужно забавлять

здесь все честны красивы и свободны
и нет нужды и прочие бла-бла
тут о заре опять прихлынут волны
и тридцать витязей уладят все дела
а что я мог
а что бы ты смогла

Я болела в детстве ветрянкой, но это было так давно, что уже не помню, завывала ли.) Возможно, это сказка о том, что все будет хорошо? Я люблю выдуманные пространства, но, автор, во всем нужна мера!) Оставьте трамваи!


НАТАЛЬЯ СЕМЕРНИНА «Шесть овец»
http://www.stihi.ru/2017/05/13/2601 номинатор Илья Бестужев

Когда отгуляют в подвале тени,
Зови шесть овец и негромко пой.
Овцы решат, что, возможно, ты гений.
И прямо по курсу пойдут с тобой.

Как рой пчелиный. На запах мёда.
На запах здешних, душистых трав.
Ты встанешь в начале овце-исхода.
И будешь, возможно, по факту прав.

Дорога прыгнет с того, что было.
И сразу завалится в то, что есть.
Но овцы – пчёлы глядят уныло.
Их снова и снова по факту шесть.

Тогда ты добавишь до полной громкость.
Наполируешь дощатый пол.
И примешь коньяк, без закуски, в ёмкость,
Облив заодно себе грудь и стол.

Овец станет вдруг ощутимо больше.
Подтянутся местные муравьи.
Подтянется всё, что ты только хочешь,
Допив твой коньяк по команде "пли!"

Овцы, которых всегда не хватало,
Махнут на прощание всем хвостом.
И коньяка вдруг покажется мало.
И крайне желанным окажется ром.

А сон просто ждет.
За последней тенью.
Никак не пытаясь "простить – понять".
Он свалит тебя.
Наплевав, что гений.
С удара на три, и четыре, пять.

Оригинальный сюр. Считаю, что про коньяк надо было в первой строке писать. Далее к тексту вопросов бы вообще не возникло. Мне непонятно, увы, для чего это было написано. Вариация на тему, как заснуть? Не стоило бедных овец скрещивать с пчелами, зряшная жертва. (см. первое предложение в комментарии).


СВЕТЛАНА СЕВРИКОВА «Это вовсе не стихи»
http://www.stihi.ru/2017/01/17/9079 номинатор Илья Бестужев

Это вовсе не стихи. И не буквы, и не строчки.
Это просто из меня вдруг посыпался песок.
Продолбило сердце брешь в деревянной оболочке,
Загудели небеса, как гигантский пылесос.

Это вовсе не стихи. Это щепки, это щебень
Пух да перья, пепел, прах и бумажная зола.
Заискрившаяся пыль, улетающая в небо.
Это вовсе не слова… Это то, чем я была.

Это то, за что меня, может быть, любили люди.
Это всё, чем я могу расплатиться за приют
В ваших солнечных сердцах, светлых мыслях, трудных судьбах…
Это вовсе не стихи… Это то, зачем живут.

Песенный формат текста, видимо дает ему право на существование, однако нелепые образы, вроде гигантского пылесоса, заискрившейся пыли и т.д., в строках о просыпавшемся песке не дают мне всерьез воспринимать это творение. Автор запутался в том, что все-таки хотел сказать. Но претензий нет, это же "вовсе не стихи". Но если не стихи, вопрос, как произведение оказалось в лонге?


АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Офелия спит»
http://www.stihi.ru/2017/07/03/5175 отборочный тур для резидентов

                Он спал, и Офелия снилась ему
                (Георгий Иванов)

Офелия спит а над ней проплывают
внимательных рыб осторожные стаи
зеркальные карпы плодят отраженья
глаза их круглы и беззвучны движенья

Офелия спит и осока густая
неслышно сквозь тело её прорастает
и стебли густым наливаются соком
Офелия спит превращаясь в осоку

Офелия спит ей Италия снится
где кормит и кормит младенцев волчица
на каменном ложе на галечном ложе
Офелия спит и проснуться не может

Но рыбы но звери но травы…

Неспешное слово, будто тихая река, убаюкивающая обитателей и наблюдателей ее течения. Повторы текст не портят, скорее, усиливают это первоначальное впечатление тоски и нежности. Немного жутковато про прорастание осоки, но оправдано. Офелия оплакана, ну что ж. Хорошие стихи. Про кормление младенцев, кажется, немного перебор?


ОЛЕГ ПАРШЕВ «До скончания кед»
http://www.stihi.ru/2017/07/10/2450 отборочный тур для резидентов

Мой кузен марсианин
Привёз вино, что перешло через брод триста веков назад.
Сказать по чести, оно походило на камень,
Которым мощёны тропы в Эдемский сад.
И я, непромедля, рассказал про эти сады,
Он слушал, и его бросало то в пламень, то в лёд.
При этом я небрежно заметил, что мы тут с Богом на «Ты»,
А наши предки угнали из рая запретный плот.
И он сказал мне: «Дружище,
Покажи мне все эти места».
И был день, и была пища.
И мы ступили на шаткий настил поста.
Долго ли, коротко ль, но мы шли до скончания кед.
Мешали его вино и мой берёзовый квас.
А однажды, сидя под одной из раскидистых бед,
Мы покрылись птичьими гнёздами, поскольку сад расцвёл внутри нас.

Окончанье пути в этот день не ложилось спать.
Кто-то прыгал по звёздным кочкам, гудел в гобой.
А под утро марсианин, указывая в небо, шепнул мне: «Глядь!..
Это же – мы с тобой».

Имело бы место быть, наверное, если бы автор не начал рифмовать. Задумка про марсианина неплохая, над исполнением, считаю, надо было поработать серьезнее, тогда не получилось бы немного комично.


МИХАИЛ ОЗМИТЕЛЬ «МЫ СЛУШАЛИ, КАК ПЛАКАЛИ ДЕРЕВЬЯ»
http://www.stihi.ru/2017/06/05/7654 отборочный тур для резидентов

Мы слушали, как плакали деревья,
но ветер этой ночью был невидим;
к утру они отчаялись и стихли,
тогда-то темнота в себя впитала
последние остатки смысла жить.
Ни отсвета, ни запаха, ни звука...
Лишь вкус солёной крови на железе,
лишь жалкая надежда снова слышать,
лишь тщетная надежда снова видеть.
Отчаянное чтение молитв.

Ты не спала, а я на миг забылся,
и острые ножи из тёмной стали –
ни проблеска! лишь тень от тени в сердце –
перебирал: какой мне в руку ляжет.
Проснулся оттого, что ты решилась,
мне показать, что стало с темнотой...

И вновь загадка, которая меня взволновала, откуда ножи? Может Ромео и Джульетта замешаны? (предыдущие гамлет с клавдием уже не дают мне право чему-то удивляться)


МАРИАННА БОРОВКОВА «Трудно быть домом»
http://www.stihi.ru/2017/06/08/7098 отборочный тур для резидентов

сотворён для радости и гостей,
до утра молчишь, большеглаз, огромен –
трудно быть певучим крылатым домом,
трудно против ветра на свет лететь...
 
о, как ты стремителен и красив
по соседству с небом и облаками!
бабочка проснулась в оконной раме –
поворот последний, а дальше – синь...
 
будет тебе плакать – смотри, смотри,
из окна гостиной какие виды!
если старожилы однажды выйдут,
их сердца останутся здесь, внутри:
 
птицы – о тебе, о тебе – цветы,
жаркое дыхание, взгляд украдкой,
детский смех диктует свои порядки,
делая надуманное простым,
 
скрипнет под напором рассветным дверь –
день на дом обрушится с новой силой,
мутное и маятное – приснилось,
наяву всё красочней и живей!
 
лёгкие шаги – уши навострит
пёс сторожевой, тронет сумрак лапой,
ну же, улетающий, будет плакать,
нынче к чаю вечная жизнь – смотри!

Не поняла, в чем трудности бытия описанного здесь дома. По-моему он совсем не одинок. Понравились строки про бабочку и пса, остальное несколько сыровато и затянуто. Такого рода зарисовки не требуют много слов.


БЕРТА ЛУЧЕВА «молли»
http://www.stihi.ru/2017/05/13/3692 отборочный тур для резидентов

             'в беленькой вышиванке в красной косоворотке'
                Ирина Рыпка

привет говорит дорогая молли плыву на подводной лодке
я бы конечно хотел на маршрутке но поменял наводку
здесь под водой тепло и спокойно ранняя зелень апреля
красные кони гуляют в полоне белые ноги леля
тихо щекочут придонные воды всё что попалось в сети
вот например на пуховой подушке спят безмятежные дети
спят безмятежно в тёплых перинах крестиком руки сложили
я бы молчал дорогая молли если бы их не убили
мраморный ангел с шёлковой лентой белый венок в изголовье
я бы молчал дорогая молли если бы капли крови
не протянулись коралловой веткой тонким ориентиром
вот и плыву на подводной лодке над голубым памиром

Приличный, довольно жуткий текст, от которого мороз по коже. Автор добился желаемого. Хороший текст, не нашла ничего лишнего. Здесь отсутствие знаков препинания, кстати, уместно.


ПАВЕЛ БЕТАЧ «Скетчбук»
http://www.stihi.ru/2017/06/28/10403 отборочный тур для резидентов

После шинели Петрович пошил переплёт.
Твёрже обложки вовек не терпела бумага –
гоголем пишет по праву дрожащая тварь –
только б хватило чернил, тишины и восторга
всем исходящим из здраво осмысленных строк
в неизрекомое, чистое бесчеловечье.
Славься, Петрович, и ныне, и присно. Аминь.
Дай поцелую протезы твои золотые.
Равных тебе в поднебесье искусников нет.
Том – совершенен, ему ни к чему перемены.
Даже когда у читателей кончится свет,
шкура Акакия выдержит пламя геенны.

Ироничное и интересное. Прикольный текст. Неизрекомое - дурацкое слово, честно говоря.


ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА «Сон Иды»
http://www.stihi.ru/2017/06/10/4875 отборочный тур для резидентов

Кораблик под парусом – лучшая этикетка.
Ида мешает серебряной ложкой чай.
Смотрит рассеянно сквозь цветущие ветки
На вихрастого Ильича.

Розы в вазе, на кухне кнедли.
Но почему холодок по спине?
Ида, Ида, беги, не медли –
Видишь трещину на стене?

В соседней комнате бузят товарищи –
Члены ордена Первого Большевика,
Шевелят клешнями, разевают варежки,
Толкуют о выдаче бесплатного молока.

Это они прикинулись старыми.
Ида смотрит на Ильича,
Потом встает, холодна, как статуя,
И медленно выливает на пол чай.

*Ида Высоцкая – дочь знаменитого чаепромышленника, муза юного Пастернака. Кораблик под парусом – узнаваемый знак чайной фирмы Высоцких. Их дом в Москве после революции был занят старыми большевиками. В сквере перед домом установлен памятник Ульянову-гимназисту.

Люблю интересные умные тексты. Очень настроенческое и сделано со вкусом, товарищи с руками -клешнями - крайне точно! Тонкая грустная ирония уместна и желаема здесь. А как хорош вихрастый Ильич!
Был ли холодок по спине? Имело место...


ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ "Мой Бог, пока ты только мой..."
http://www.stihi.ru/2016/10/01/7658 отборочный тур для резидентов

Мой Бог, пока ты только мой,
пульсирующей пуповиной
обвит хрипящий шар земной,
летящий глыбой вслед за мной,
пожаром дышащий мне в спину.

Кричу в Тебя — и ввысь, и вглубь —
но Слова нет, но нет ответа —
текут верблюды сквозь иглу,
лампада теплится в углу,
рубаха оседает в ветошь.

Отсчёт обратен — вышел срок.
Слепящий всполох — боли? света? —
тьма уползает за порог,
и месяц, ярок и двурог,
новорождённую планету

за нитку тянет к небесам,
толкает еле слышно в спину.
... Мой Бог, теперь попробуй сам.
Я обрезаю пуповину.

Ничего не могу поделать с собой, это то, чего я всегда жду. Живая поэзия, дышащая буквально словом и чувством. Возможно, будут претензии к автору о том, что упоминать Бога всуе не стоит, и согласна, повсеместно в разных текстах это и происходит. Здесь оправдано. Чувство беременной женщины, всеобъемлющая любовь, переданы здесь так точно. А верблюды, текущие сквозь иглу! Автор - Вы поэт!). Стихотворение совершилось, это факт, друзья.


БЕЗУМИЕ ФРЕЙДА «Камешек вины»
http://www.stihi.ru/2017/03/20/2705 отборочный тур

С камешка непрошеной вины
все приготовления видны
к будущему страшному провалу.
Яблоко качает головой.
Облако. Молчание. Живой.
Расскажи о чём-нибудь сначала.

С камешка непрошеной вины
спрашиваешь время у волны,
а она молчит, не отвечает.
Потому что это ты и есть –
времени болезненная весть
не известная тебе и адресату.

Финальная строка, как деталь из другого "лего". Почему сбой, непонятно. Так задумано? А в целом неплохо, кажется. Не шортовое только.


ЛАНА ЮРИНА «Простить себя»
http://www.stihi.ru/2017/06/09/7077 отборочный тур

Как жалко, что не помнятся уже
в росинках солнце, божие коровки,
и первый поцелуй, слегка неловкий,
и танец в небе озорных стрижей.

Когда, казалось, только для тебя –
и эта жизнь, и сказочное завтра, 
но, видно, перепутал что-то автор,
забыв про «жили счастливо, любя…».

И выросшею девочкой идёшь
срывать недоцветок чертополоха –
от сглаза, порчи, от любого «плохо»,
и день прошедший множит эту ложь.

А я в тебе закрыта на засов,
и с каждым летом ты ко мне всё строже –
застывшей в янтаре коровкой божьей
хранишь меня в копилке детских снов.

Но время лечит – и вот-вот... почти...
Вдруг рассмеёшься бабочке парящей
и прошлое вернётся – в настоящем.
Однажды ты себя во мне простишь...

Хорошее стихотворение, которое слегка подпортил финал. Кто кого в ком простит? Выросшая девочка маленькую или наоборот?


НЕВЕДОМА ЗВЕРУШКА «Ауканье»
http://www.stihi.ru/2014/12/01/3630 отборочный тур

                Врачам скорой помощи

Ночь. Улица. Фонарь.

И эта млядь
лежит в отключке и уже не дышит.
"Пришла домой. Пила. В аптеку вышла.
Таблеток наглоталась..." – воет мать.

Намеренный исход.

Усталый врач,
ругая осень, делает, что можно,
чтоб глупую небесная таможня
вернула в круг привычных неудач.

Дрожат ресницы. Череда начал.
Ночь. Улица. Ауканье сирены.

Тоннель погас.
И проявились стены.

И тусклый ореол вокруг врача.

Хорошая идея, хотя бедного Блока просклоняли все, кому не лень. Жаль, что врачи, в посвященном им стихотворении не победили... И про млядь, кажется не стоило. О покойниках либо хорошо, либо...


СЕРГЕЙ ПАГЫН «Неназванное»
http://www.stihi.ru/2017/07/10/4533 номинатор Катя Че

1.
Говоришь, как будто в мерцанье вод
хлеб бросаешь,
и тут же огромной рыбой
жизнь ли, смерть ли к тебе плывёт,
становясь в итоге прозрачной глыбой,         
то есть днём, растянутым на века,
где деревья, снег, ледяное солнце…
И не листьев чудных, а плавника
ты увидишь линии на оконце.

2.
Говоришь, как в дверь стучишь, на порог
деревянный став, – заскрипит задвижка,
и возникнет в светлом проёме Бог,
человек ли, ангел и скажет: «Слишком
погружён в слова ты…
Живи, лети
вон хотя б за пёрышком этим птичьим»!

И тогда, быть может, решишь уйти
в травяное, в снежное безъязычье.

Чудесные стихи о неотвратимом человеческом одиночестве, которого на самом деле нет... Замерла и окунулась в стихотворение с головой. Это, то, что называется работа со словом. Очень светлое вышло, хочется шёпотом о нем, не нарушая этого света. Спасибо, автор!


БОРИС УДАЧИН «когда не осталось мостов»
http://www.stihi.ru/2016/03/01/10222 квота ГР за редактирование отборочного тура

не можем вместе мечтать
подобно партизанам
взорвали мосты
чтоб не ходили поезда мысли
мои к тебе
твои ко мне
да и само слово мечтать
разорвалось на меч и тать

но верю появится чудо
такое как иуда
пожертвовавший собой ради
вознесения христа
оно устроит встречу
лучших мыслей в воздухе
а в воз-духе есть дух
воз-носящий над кольями
неимо-верно устойчивых обид

О том, что Иуда пожертвовал собой ради вознесения Христа, вопрос весьма спорный... Будем считать это частным мнением, хорошо. Задумка игры слов интересна, но не совсем удалась. Как рефлексирующая зарисовка имеет место быть. Как стихотворение шорт-листа конкурса - вряд ли.


ПЁТР ЛЮКШИН «Дерево любит...»
http://www.stihi.ru/2017/07/10/1256 номинатор Юлия Долгановских

Дерево любит певучих,
влюбчивых
и бесхитростных,
пахнущих теплым облаком,
маленьким, как щенок,
даже не очень видимых
(или совсем невидимых),
главное –
обозначивших
тонкий свой голосок.

Дерево любит радостных,
быстрых
и неусидчивых,
с перышками и лапками,
с ветреной головой.
Спрячь свой жилетик бархатный
( дерево любит ситцевых).
Выбери себе веточку,
сядь на нее
и пой.

Неожиданное. Очень понравилось. Ассоциация дерева с жизнью не нова, однако в этом тексте представлена нарочито легковесно, в том и прелесть. Финал классный!


МИРОНОВА ЕЛЕНА «июльский зной становится густым...»
http://www.stihi.ru/2017/05/09/9753 квота Сабины Лениной 1 за редактирование отборочного тура

июльский зной становится густым
в молчанье опрокинуты кусты
на дно травы уходят города
ни имени ни звука ни следа

закрой глаза прислушайся замри
гул яблока у яблока внутри
и легок свет и тень его легка
и в сердцевине яблока – река

нежнее слуха медленней воды
из-под коры глядят в тебя сады
и пахнет день малиной и халвой
и бог в тебе и больше ничего

О,  это гудящее мироновское фирменное!) Узнала автора моментально. Чистота и радость поэтики в каждом выдохе этого слова. Настроение лета передано одним взмахом волшебной палочки. Малинный и яблочный дух, густота пахучей зелени, единение с природой, как с самим Создателем, все то, что делает лето тождественным жизни, расцвету и негромкой радости, все здесь случилось. Спасибо!


ГАЛИЯ ГАЛИ (ОСЕНЬ ГАЛИЯ) «Карамелька»
http://www.stihi.ru/2015/01/28/4384 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Не угнаться за памятью, как она резво ведёт
по своим закоулкам, секретикам, лазам и схронам.
Что там, в прошлом ищу я, быть может, на сладкое – мёд
и немного тепла, припадая к окошку в вагонном
неуюте, пропахшем дорожной едой и бедой?
Почему-то всегда я в поездке, как будто наощупь,
пробираюсь к себе за живою целебной водой,
или мёртвой, которая, впрочем, и легче, и проще
достаётся со дна. А живую найти всё трудней.
Где-то там, в неистраченной жизни, неузнанный кто-то
карамельку протянет с налипшей махоркою мне.
И шершавой рукою горючие слёзы утрёт он.

Образы, навевающие мысль о войне, прошедшей, либо душевной. Хороший текст. Я присела рядышком с лит. героем и стала смотреть в окошко за проносящимися деревьями, темными одинокими станциями. И вспоминать... Настроение удалось передать в этом тексте.


МАЙЯ ШВАРЦМАН «Перепись населения»
http://www.stihi.ru/2017/07/12/1708 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Мест не было. Всё под завязку. (Лука
не врал.) – Поглядите и сами уверитесь,–
твердили хозяева хором, пока
всё новые толпы валили на перепись.
Растерянный плотник стучался впотьмах
в дома и подворья, уставши заискивать:
"В углу бы соломки... жена на сносях..."
Промаявшись ночь у кострища золистого,
к озябшему ослику сбоку припав,
кой-как продержались, дрожа у обочины,
а там поднялись из опаски, что штраф
вчинят, и с рассветом пристроились в очередь.
"По клану и роду", так кесарь велел –
и всё кувырком; в дальний угол закидывай
дела, уговор с повитухой, задел
заказов, – и в путь, чтоб "из рода Давидова"
учётчику буркнуть в оконный проём
в дощатом пристрое, а дальше проваливай
и топай обратно, вдвоём ли, втроём –
кто ж будет терзаться о тле государевой...
И тащится ослик, не зная куда,
и носом поводит на запах молозива.
Приветливо с неба кивает звезда,
предчувствуя бога ли, сына ль Иосифа.

...А снегу-то, снегу, – без устали кисть
белилами холст покрывает размашисто:
проулки, постройки и дёрн, что раскис
по краю дороги до слякотной кашицы.
На кровлях, телегах, на выступах стен,
на вретищах нищих, на шляпе у щеголя
во Фландрии снег – и покрыт Вифлеем
побелкой мороза у Питера Брейгеля.
Невесело дома. А ты соизволь
писать Рождество в бубенцах раззолоченных.
Лютуют испанцы, творят произвол,
терзая и так истощённую вотчину.
Готовится новое войско пройти
по нашим равнинам, – ведь это безделица
для Габсбургов, да на кровавом пути
погромы и казни снежком не забелятся.
В безмолвии вырази муки свои:
пространство картины мазками заштопывай,
сказанье об ироде перекрои
и перепиши его кистью эзоповой.
Приметы и знаки укрой по углам,
упрячь их в детали, на взгляд неказистые.
Ведь всё, что случается, это не "там",
не "где-то", а с нами, а с нами воистину.

...Рябая рука, отодвинув журнал
с плохой репродукцией (что-то в заснеженной
деревне), берётся за трубку. Зурна
луны завывает за шторой барежевой.
По сводкам и цифрам скользит карандаш,
обводит итоги и давится ересью:
ломается грифель. Ну как тут создашь
державу, когда беспристрастную перепись,
и ту извратили. Год тридцать седьмой,
метро, пятилетка, победы, свершения,
но где миллионы прироста? кто в бой
рванёт, если надо, живыми мишенями?
Где грамотность, где этот чёртов ликбез,
а главное – где же триумф отречения
от веры? Так значит, миряне, чудес
ещё не хватило вам? "Жертва вечерняя"
не встала вам колом в гортани? Пусть так.
Всё креститесь, всё поминаете ирода –
испробуем веру на прочность. Пустяк:
подставите щёку, и больше. А выводы –
все цифры под нож, всех подбивших итог
статистиков к стенке. Вот меры посильные.
Рука на журнал для удобства листок
кладёт и в реестр добавляет фамилии.

Отличный текст. Мастерски и со вкусом сделанный. Тот случай, когда читать интересно. Реализация на высоте. Зачтутся ли нам победы и невзгоды, грехи и печали, созидания и разрушения? Кто знает. Но то, что стихотворение попадает в шорт - к гадалке не ходи.


ИГУМЕН ПАИСИЙ САВОСИН «Флейта, начало песни»
http://www.stihi.ru/2017/04/16/7961 квота Ольги Домрачевой за редактирование отборочного тура

             ...Ты, и левит, и пришелец...
                Втор. 14, 29.

Взлёт, одиночество! Невиданный досуг
Дыханию, рождённому для слова, –
Замри, остановись! Пой, воздух, летний круг
Объятой флейты! Обернись и снова

Замри. Ты, сжатый в пальцах тишины, ещё
Мгновение побудь в себе, стеснённым, –
Вот-вот тобой пустое небо потечёт,
Мгновений сон прикосновением тиснёным

Преобразится в молодой побег, и – взмах! –
Распустит листья плоть тугая, в жребий
Бутонов замкнутых, чернильный плод бумаг,
Пространства полноту, разрыв изгребий –

Блистательную неудачу, ткань любви...
Ну, а пока ты спишь ещё, младенец,
На цыпочках остановился мир, повит
Твоими пеленами, странник и левит,
В летучий свет преображая тени.

Довольно удачная попытка передать бытие музыки. Захотелось послушать флейту.


ПАВЕЛ ПРАГИН «Чернобыльская деревня»
http://www.stihi.ru/2017/06/17/5443 номинатор Семён Кац

Крапивой древней шепчет шорох:"Убегай!
Здесь дух почил!".. И оторопь такая,
что даже эхо, избегая этот край,
дырявых крыш не задевает краем.

Откуда ж тянет сквозняком нездешний свет
по бузине, по доскам оголённым,
неповторяющийся свет, как давний след
побывших здесь уже воров иконных?

Нам страшно: как отсюда мы уйдём,
ведь тянет в покосившийся проём
такая сумасшедшая примета?!

Оттуда к людям просится назад,
забитый душной пылью, общий взгляд
из рамочки семейного портрета...

Жутковатая тема. Не совсем ясно, от лица кого написано стихотворение? Сторонних наблюдателей, попавших в запретную зону? Как зарисовка пейзажная - неубедительно, как рассказ об очевидных вещах, связанных с чернобыльской темой - неясно, для чего?


ТИМОФЕЙ СЕРГЕЙЦЕВ «Улыбаясь во сне»
http://www.stihi.ru/2017/06/20/783 номинатор Семён Кац

При живых-то родных о небесных мечтать миндалях...
Голос деда, запрятанный радио в старой бобине,
Вспоминать, но не слушать, и, словно рассвета в полях,
Дожидаться свиданий — и — не дождаться доныне.

Мама пишет — а я до сих пор и не знал ничего.
И коснулся случайно прозрачных застенчивых строчек.
А отец, забывающий шахматы и не владеющий го,
Растерял сыновей и вполне обошёлся без дочек.

Внучки тихо растут, как пришельцы, по году за день.
Если видеть их так, не заметишь — и выскочат замуж.
Брат огромен — как дедов уральский пельмень.
Был зайчонком, обнять бы его — да куда уж...

Но чем ближе к земле, тем настойчивей вежливый дух
Говорит мне о том, что пора приниматься за дело.
Выбирай хоть из трёх, хоть из старых проверенных двух,
От судьбы не уйдёшь и границы не вычертишь мелом.

О, моя дорогая, моя золотая любовь!
Почему предо мной не поставили точно задачу?
Я гадаю о том, в чём моё назначение, вновь,
Улыбаясь во сне и не зная, что всё-таки плачу.

Неоправданные сбои ритма на протяжении стихотворения изрядно портят впечатление от первых неплохих строк. Несколько косноязычные образы заставили улыбнуться, а финал удивил и разочаровал окончательно - какая дорогая, золотая любовь? (бессмысленные словосочетания). При чем тут назначение? Я-то посчитала текст - ностальгией о родных, молодости и т.д...


ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ДЕНИСЕНКО «Мы рождены, чтоб время сделать пылью»
http://www.stihi.ru/2017/01/28/4668 номинатор Юрий Семецкий

Я сам себя сожгу, развею, вылью –
у демона проснулся аппетит.
Мы рождены, чтоб время сделать пылью,
не факт, что здесь хоть кто-то победит.

Весь день звучит: отселе и доселе
за всё берись и обо всём судачь.
Вокруг – пути, ведущие от цели,
и множество бессмысленных задач.

Я сам питаю эту камарилью,
исправно получая свой пятак.
Мы рождены, чтоб время сделать пылью.
Блажен, кто понял, как не сделать так.

Дороги закольцованы. Я видел
следы ногтей, шагая вдоль оград,
и каждый новый благодушный идол
был толще предыдущего стократ.

Он сёк нагайкой задницу кобылью,
скача вдоль нас, прижавшихся к стене.
Мы рождены, чтоб время сделать пылью.
Мы не рабы. Мы не. Мы не. Мы не.

Мы доноры неисчислимых матриц,
живущие навскидку и впроброс,
давным-давно забывшие свой адрес,
а был ли адрес – тот ещё вопрос.

Свою изобретая терапию,
возделывая свой привычный быт,
мы говорим, чтоб время сделать пылью.
Кто это понял, тот уже не спит,

лежит и смотрит в снежные пустоты,
в затянутые дымом рубежи.
Ему твердят: «Ну что же ты, ну что ты?
Скажи хоть слово, хоть одно скажи!»

А он, не реагируя на вызов,
не веря ни в часы, ни в календарь,
рассматривает линии карнизов,
и мачты, и расплывшуюся даль.

И рядом с ним, что светом окантован –
и солнечным, и лунным заодно,
пыль делается временем, в котором
безвременье, хрипя, идёт на дно.

Сумбур абсолютный. Не дочитала, простите. Не нашла поэзии. Рифмованное мнение? Такое можно писать рулонами.


АЛАН «Смерть в Марьиной Пойме»
http://www.stihi.ru/2017/06/14/3362 номинатор Юрий Семецкий

До Марьиной Поймы лет десять, как ходит поезд.
Давно не посёлок, ни разу не мегаполис,
Она принимает состав – отдаёт состав.
Обеденный выхлоп, обыденная работа.
Советская власть – в стенгазетах и анекдотах,
И мало кто знает, что ей не дожить до ста.

Не то, чтобы тихо – и пьют, и ломают скулы,
Но пьянки постылы, а драки предельно скупы –
Бетонные лица бредут в деревянный рай.
Вот так и с домами – бетон в деревянной раме.
Жильцы до сих пор продолжают дружить дворами
И утренний кашель машин принимать, как лай.

У Марьиной Поймы душа в полторы сажени.
И в центре её обретается баба Женя,
В которой по капле стекаются все пути.
И дело не только в её самогонном даре
Да в хитрой воде из промышленной речки Марьи,
А в том, что умеет любого в себе найти.

Старухина память – крапивного супа горечь.
Так нёбо терзало, что прежде ласкало голень,
Железная жатва по сёлам брела с мешком.
Деревня впадала в посёлок, посёлок в город.
Она ещё помнит, как жизни впадали в голод,
И люди ломались с коротким сухим смешком.

А нынче и слёзы – закваскою в мутной таре,
Когда и убийство – не вымыли, так взболтали.
Убитый – мужчина, поэт, тридцати пяти,
Пропитого роста, прокуренного сложения.
Никто б и не рыпнулся, если б не баба Женя,
Которая может любого в себе найти.

Невеста рвала своё платье, как зуб молочный,
Не слишком красива, но года на два моложе.
И что бы не жить до хотя б тридцати семи.
Поэт-распоэт, а не вякнешь, когда задушен.
Друзья говорили, что парень давно недужил
И, видно, не сдюжил грозящей ему семьи.

Убийцу искали, как праведника в Содоме.
На каждой странице маячил герой-садовник.
Летели наводки из каждого утюга.
На вялых поминках случился дешёвый вестерн:
Иваныч с двустволкой пошёл отпевать невесту –
Хрена ль новостройки, когда между глаз тайга.

Девичник был скромен: она, баба Женя, черти.
Сидели, ныряли в на четверть пустую четверть.
Слова поднимались на сахаре и дрожжах:
"Пойми, баба Женя, охота – всегда загонна.
Потом догоняешь, хватаешь его за горло
И вдруг понимаешь: иначе – не удержать."

Она отсидела. И вышла. И вышла замуж.
Его напечатали, крупным, не самым-самым.
К нему на погост ежемесячно, как в собес,
Духовнее нищего, плачущего блаженней,
Ходила его не читавшая баба Женя,
Которая может любого найти в себе.

Негромкие строки рождались, росли, старели.
Темнел змеевик, и по медной спирали время
Текло, проверяя на крепость сварные швы.
Я был здесь проездом. Где Волга впадает в Темзу.
Из Марьиной Поймы никто не уехал тем же –
Всё лучше, чем если б никто не ушёл живым.

Обычная провинциальная история, с неожиданной несколько развязкой, рассказанная живым поэтичным языком без прикрас и лишней воды. Образы безупречны. Интересно было почитать. В шорт-лист.


АЛЕКСАНДР ПЕРЕВОЗКИН «львинки»
http://www.stihi.ru/2016/05/30/1739 квота Егора Мирного за редактирование отборочного тура

приходи ко мне без капельки льва
помнишь он исходив сугробы
под елью отказывался ночевать
и мы до светла не спали оба
ты тогда выпустила поводок
лев размером со среднего мула
оказался свободным от всего
от совы которая подмигнула
я бежал прочь со всех ног
котлован преградил дорогу
это совушка за моею спиной
превратила льва в холодную воду
плыть оказалось сквозь камыши
ты бежала рядом такой завидной
выбрался и чтобы тебя рассмешить
я показывал в озере наши львинки

Занятный символизм, нисколько для меня не странный текст. Про львинки возникли ассоциации с крестражами из Гарри Поттера, помните, частички души?


ИВАН КЛИНОВОЙ «#яумрувкрасноярске читаю на каждой стене»
http://www.stihi.ru/2017/07/20/9110 конкурсный литературный портал stihi.lv

#яумрувкрасноярске читаю на каждой стене.
Человек не скотина, но верится в это всё реже.
Люди в чёрных машинах тела наши держат вчерне,
Нашим душам забанивши выход в астрал и на стрежень.

«Не дышите!» – сказала мне женщина в строгих очках,
Шаря миноискателем где-то в районе Шираза.
«Я и так не дышу. Я своё отходил в новичках.
Мне Поздеев уже подмигнул из-под противогаза».

«Без дышать не останемся» – мантра не хуже других.
Только чёрное небо над нами всё дольше и чаще,
И уже не спасает зелёное море тайги –
Дым отечества, как ни дыши, не становится слаще.

И покуда за нас всё решается вдруг, с кондачка,
И покуда любой, кто не в чёрной машине, – дожитель,
Я по-прежнему жду, чтобы женщина в строгих очках,
Улыбнувшись, сказала заветное слово: «Дышите!»

Тоже песенное, скорее рОковое такое. Красноярское настроение передано точными и уместными тут образами. Автор, дышите! Стихотворение в шорт.


ПИВАНОФФ «жёлудь»
http://stihi.ru/2013/11/04/5242 номинатор «Термитник поэзии»

 Стану жёлудем гладким,
          на солнце нагрею бока,
 подгадаю момент,
          упаду и к ногам подкачусь.
 Ты нагнешься, возьмешь
          и, ладонью меня приласкав,
 молча спрячешь в карман.
          Ну, а большего я не хочу.
 
 Буду скромно лежать,
          ощущая бедро при ходьбе,
 подаваясь навстречу
          подушечкам ласковых пальцев,
 предаваясь мечтам,
          благодарный безмерно судьбе,
 что позволила стать
          ненадолго твоим постояльцем.
 
 Буду в душном шкафу
          по тебе я томиться потом,
 вспоминая, как был
          я востребован, зелен и молод.
 А когда по весне
          ты достанешь проветрить пальто,
 обнаружишь в кармане
          коричневый, сморщенный жёлудь.

Самое лиричное в лонге. Улыбалась, когда читала. К финалу не скатилось к банальностям. Очень трогателен образ желудя, классно!


ШОРТ-ЛИСТ:

БЕРТА ЛУЧЕВА «молли»
http://www.stihi.ru/2017/05/13/3692 отборочный тур для резидентов

ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА «Сон Иды»
http://www.stihi.ru/2017/06/10/4875 отборочный тур для резидентов

ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ "Мой Бог, пока ты только мой..."
http://www.stihi.ru/2016/10/01/7658 отборочный тур для резидентов

СЕРГЕЙ ПАГЫН «Неназванное»
http://www.stihi.ru/2017/07/10/4533 номинатор Катя Че

ПЁТР ЛЮКШИН «Дерево любит...»
http://www.stihi.ru/2017/07/10/1256 номинатор Юлия Долгановских

МИРОНОВА ЕЛЕНА «июльский зной становится густым...»
http://www.stihi.ru/2017/05/09/9753 квота Сабины Лениной 1 за редактирование отборочного тура
 
МАЙЯ ШВАРЦМАН «Перепись населения»
http://www.stihi.ru/2017/07/12/1708 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

АЛАН «Смерть в Марьиной Пойме»
http://www.stihi.ru/2017/06/14/3362 номинатор Юрий Семецкий

ИВАН КЛИНОВОЙ «#яумрувкрасноярске читаю на каждой стене»
http://www.stihi.ru/2017/07/20/9110 конкурсный литературный портал stihi.lv

ПИВАНОФФ «жёлудь»
http://stihi.ru/2013/11/04/5242 номинатор «Термитник поэзии»



------------------
*Стихотворения лонг-листа рассматривались экспертом без указания авторства. Полные ссылки на них восстановлены при подготовке обзора к публикации - Главная редакция БЛК.