Экспертный обзор. Сергей Кормилов. Июль-2017

Большой Литературный Клуб
[Примечание: Сергей Иванович Кормилов рассматривал произведения в обезличенной форме, под порядковыми номерами в лонг-листе конкурса – редколлегия БЛК.]      

Общий уровень подборки радует в целом высоким качеством стихов, их безусловной оригинальностью. В них довольно много литературности, но очевидных влияний почти нет, разве что сказывается иногда И. Бродский, особенно в № 16 (СЕРГЕЙ ПАГЫН «Неназванное» http://www.stihi.ru/2017/07/10/4533). В нем же ожидаемая рифма «солнце – оконце» (еще одна подобного рода – в № 24, ТИМОФЕЙ СЕРГЕЙЦЕВ «Улыбаясь во сне» http://www.stihi.ru/2017/06/20/783 : «любовь – вновь», причем последнее слово для современного языка уже не характерно) и концовка, которую трудно оценить однозначно: «И тогда, быть может, решишь уйти /  в травяное, в снежное безъязычье». В принципе она сильная, неожиданная, далеко не банальная (как, впрочем, вся подборка), но оксюморон в последней строке поставит многих читателей в тупик. Кажется, лучше было бы сказать проще и яснее: «травяное ли, снежное безъязычье». Правда, для ритмического слуха автора-поэта и один дополнительный слог бывает неприемлем. Повторяю: все стихотворения, и № 16 тоже, достойны положительной оценки.

Оригинальность авторов проявляется именно начиная со стиховых форм. Благодаря М.Л. Гаспарову известно, что в русской поэзии ХХ века половину метрического репертуара составляли 4-х- и 5-стопный ямб (по 25 % каждый).
Из 29 стихотворений подборки лишь одно, № 12 (ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ "Мой Бог, пока ты только мой..." http://www.stihi.ru/2016/10/01/7658), написано «пушкинским» 4-стопником, и то не подавившими большинство строф четверостишиями, а пятистишиями  (не очень частыми, особенно теперь) с заключительным четверостишием, в котором смелый автор отделяет от себя созданного им Бога («обрезает пуповину»): неожиданному ходу поэтической мысли соответствует неожиданность во внешней форме. 5-стопный ямб сравнялся по употребительности с 4-стопным только в ХХ веке и, видимо, уже в отличие от него воспринимается как нейтральный размер. Закономерно, что и наши авторы обращаются к нему чаще всего –  в чистом виде используют шесть раз
(№№ 4 ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «здесь» http://www.stihi.ru/2016/09/08/5188,
7 МИХАИЛ ОЗМИТЕЛЬ «МЫ СЛУШАЛИ, КАК ПЛАКАЛИ ДЕРЕВЬЯ» http://www.stihi.ru/2017/06/05/7654,
14 ЛАНА ЮРИНА «Простить себя» http://www.stihi.ru/2017/06/09/7077,
15 НЕВЕДОМА ЗВЕРУШКА «Ауканье» http://www.stihi.ru/2014/12/01/3630,
19 МИРОНОВА ЕЛЕНА «июльский зной становится густым...» http://www.stihi.ru/2017/05/09/9753,
25 ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ДЕНИСЕНКО «Мы рождены, чтоб время сделать пылью» http://www.stihi.ru/2017/01/28/4668),
но и его разнообразят за счет рифмовки или ее отсутствия, как в № 7 http://www.stihi.ru/2017/06/05/7654:
в №№ 14 http://www.stihi.ru/2017/06/09/7077 и 15 http://www.stihi.ru/2014/12/01/3630 рифмовка – аББа, а не самая распространенная АбАб, в № 19 четверостишия состоят из двустиший.

В №№ 22 ИГУМЕН ПАИСИЙ САВОСИН «Флейта, начало песни» http://www.stihi.ru/2017/04/16/7961
и 23 ПАВЕЛ ПРАГИН «Чернобыльская деревня» http://www.stihi.ru/2017/06/17/5443 смешаны 5- и 6-стопный ямб; в первом из них преобладает 6-стопный, во втором (это сонет) – 5-стопный (в терцетах только он, в катренах два размера чередуются). В № 1 строфа объединяет три стиха 5-стопного ямба с одним – 3-стопного. Архаический 6-стопник в чистом виде не используется.

Совершенно нет в подборке когда-то весьма популярного 4-стопного хорея (наверно, его окончательно записали в «песенные» размеры), а достаточно распространенный в ХХ веке 5-стопный представлен одним текстом в шестистишиях (№ 13 БЕЗУМИЕ ФРЕЙДА «Камешек вины»  http://www.stihi.ru/2017/03/20/2705). Есть редкий синкопированный («пропущен» слог на стыке полустиший) 8-стопный хорей (№ 3 СВЕТЛАНА СЕВРИКОВА «Это вовсе не стихи» http://www.stihi.ru/2017/01/17/9079).

Дактиль в ХХ столетии был не в чести, а в нашей подборке он есть в 5-стопном (вообще довольно редком) варианте, да еще без рифм, но с заключительным четверостишием  аБаБ (№ 10 ПАВЕЛ БЕТАЧ «Скетчбук»  http://www.stihi.ru/2017/06/28/10403).

Неожиданны два текста в амфибрахии, притом не 3-стопном, как обычно, а 4-стопном с разными отступлениями
(№№ 5 АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Офелия спит» http://www.stihi.ru/2017/07/03/5175,
21 МАЙЯ ШВАРЦМАН «Перепись населения» http://www.stihi.ru/2017/07/12/1708);
один выполнен  двустишиями, другой, пространный,– с чередованием мужских и дактилических окончаний.

Из анапестов в современной поэзии популярней всего, видимо, благодаря Пастернаку, длинный, 5-стопный. Его и в подборке четыре текста –
№№ 20 ГАЛИЯ ГАЛИ (ОСЕНЬ ГАЛИЯ) «Карамелька» http://www.stihi.ru/2015/01/28/4384,
24 ТИМОФЕЙ СЕРГЕЙЦЕВ «Улыбаясь во сне» http://www.stihi.ru/2017/06/20/783 (с отступлениями),
28 ИВАН КЛИНОВОЙ «#яумрувкрасноярске читаю на каждой стене» http://www.stihi.ru/2017/07/20/9110,
29 ПИВАНОФФ «жёлудь» http://stihi.ru/2013/11/04/5242.

Из дольников нет самого распространенного 3-иктного, наши авторы предпочитают дольники подлиннее:
с четырьмя иктами
(№№ 2 НАТАЛЬЯ СЕМЕРНИНА «Шесть овец» http://www.stihi.ru/2017/05/13/2601,
8 МАРИАННА БОРОВКОВА «Трудно быть домом» http://www.stihi.ru/2017/06/08/7098 (с охватной рифмовкой),
16 СЕРГЕЙ ПАГЫН «Неназванное» http://www.stihi.ru/2017/07/10/4533,
27 АЛЕКСАНДР ПЕРЕВОЗКИН «львинки» http://www.stihi.ru/2016/05/30/1739),
пятью (№ 26 АЛАН «Смерть в Марьиной Пойме» http://www.stihi.ru/2017/06/14/3362),
шестью (№ 18 ПЁТР ЛЮКШИН «Дерево любит...» http://www.stihi.ru/2017/07/10/1256)
и даже семью (№ 9 БЕРТА ЛУЧЕВА «молли»  http://www.stihi.ru/2017/05/13/3692),
есть вольный дольник (№ 11 ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА «Сон Иды»
http://www.stihi.ru/2017/06/10/4875).
Это часто раскованные, не стремящиеся к упорядоченности формы, иногда с переходом в тактовик и акцентный стих. «Чистого» верлибра нет, есть то, что за неимением лучшего термина называют свободным стихом с рифмой (№ 6 ОЛЕГ ПАРШЕВ «До скончания кед» http://www.stihi.ru/2017/07/10/2450),
а также с рифменными вкраплениями (№ 17 БОРИС УДАЧИН «когда не осталось мостов» http://www.stihi.ru/2016/03/01/10222).

Всего в 29 текстах использовано 18 размеров и их сочетаний. Ни о каком метрическом однообразии этой поэзии говорить не приходится. Притом авторы могут успешно использовать такой, казалось бы, архаичный прием, как рефрен (№№ 25 http://www.stihi.ru/2017/01/28/4668, 26 http://www.stihi.ru/2017/06/14/3362).

Литературность и интертекстуальность данных стихов начинаются с опять же традиционного средства – эпиграфа. Он может быть из Библии (№ 22 http://www.stihi.ru/2017/04/16/7961), а может быть из «Ирины Рыпки» (№ 9 http://www.stihi.ru/2017/05/13/3692) – хороший диапазон! Автор второго из отмеченных стихотворений («молли») в лаконичной форме, стилизованной под «поток сознания», соревнуется с джойсовским «Улиссом». Без шекспировского «Гамлета» не обошлось в № 4 («здесь» http://www.stihi.ru/2016/09/08/5188) и № 5 («Офелия спит» http://www.stihi.ru/2017/07/03/5175, хотя тут возможна и апелляция к картине Дж. Миллеса). В «здесь» пригодились также пушкинские морские «тридцать витязей» – в карательной функции. Очень удачен «Скетчбук» (№ 10 http://www.stihi.ru/2017/06/28/10403) о портном Петровиче, сшившем шинель Акакию Акакиевичу в повести Гоголя. В стихотворении про Бога с пуповиной естественна реминисценция «текут верблюды сквозь иглу» (№ 12 http://www.stihi.ru/2016/10/01/7658). «Ауканье» (№ 15 http://www.stihi.ru/2014/12/01/3630), построенное на образности блоковского «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…», не претендует на философичность, как ряд других текстов в подборке, но оказывается превосходной бытовой картинкой (из области ненормального быта). В № 17 http://www.stihi.ru/2016/03/01/10222 повторяется идея повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»: «…иуда / пожертвовавший собой ради / вознесения христа» (отказавшись от прописных букв, автор не делает исключения и для «христа»). Здесь творческого начала меньше, чем в стихотворениях на гоголевском и блоковском материале. В № 18 «Дерево любит…» http://www.stihi.ru/2017/07/10/1256 антропоморфизация деревьев – в духе Заболоцкого, а строка (полустишие) «дерево любит ситцевых», возможно, восходит к «стране березового ситца» Есенина, но стихотворение от этого не теряет своей оригинальности. Большое лиро-эпическое стихотворение «Перепись населения» о 1937 годе (№ 21 http://www.stihi.ru/2017/07/12/1708) начинается с упоминания, очевидно, горьковского Луки, оправдывавшего ложь. Подчеркнуто реминисцентны строки «Мы рождены, чтоб время сделать пылью» (название и рефрен) и «Мы не рабы. Мы не. Мы не. Мы не» в № 25 http://www.stihi.ru/2017/01/28/4668. Во втором больщом лиро-эпическом стихотворении (№ 26. «Смерть в Марьиной Пойме» http://www.stihi.ru/2017/06/14/3362) заглавие может кому-то напомнить «Смерть в Венеции» Томаса Манна, строка «Убийцу искали, как праведника в Содоме» перевертывает библейскую ситуацию, слова «Где Волга впадает в Темзу» противостоят развенчанной Чеховым банальности «Волга впадает в Каспийское море». Все это уместно, художественно оправданно,  даже там, где говорится про «христа» и «иуду», хотя это может вызвать негодование у «пуриста», не понимающего разницы между религией и поэзией.

Содержание стихотворений не менее разнообразно, чем их внешняя форма. Трудно сравнивать короткие лирические тексты и пространные лиро-эпические, но представляется, что последние оба относятся к наиболее интересным в подборке. Сильное любовное переживание нашло адекватное выражение в стихотворении из трех четверостиший (стихи разбиты пополам) «желудь» (№ 29 http://stihi.ru/2013/11/04/5242): для передачи большого чувства использована не гипербола, а, наоборот, литота. К первой по качествам половине подборки также хотелось бы отнести стихотворения
1. «всё меньше дни…» http://www.stihi.ru/2017/07/20/10533,
4. «здесь» http://www.stihi.ru/2016/09/08/5188 (отличная поэтическая политика),
5. «Офелия спит» http://www.stihi.ru/2017/07/03/5175,
6. «До скончания кед» http://www.stihi.ru/2017/07/10/2450,
9. «молли» http://www.stihi.ru/2017/05/13/3692,
10. «Скетчбук» http://www.stihi.ru/2017/06/28/10403,
12. «Мой Бог, пока ты только мой…» http://www.stihi.ru/2016/10/01/7658,
15. «Ауканье» http://www.stihi.ru/2014/12/01/3630,
23. «Чернобыльская деревня» http://www.stihi.ru/2017/06/17/5443,
25. «Мы рождены, чтоб время сделать пылью» http://www.stihi.ru/2017/01/28/4668.

Мотивировка отчасти представлена выше. Можно указать и на отдельные строки или двустрочия: «и ветер постоянно завывает / как будто он ветрянкой заболел» (№ 4), «внимательных рыб осторожные стаи» (№ 5), «Привез вино, что перешло через брод триста веков назад» ( № 6), «Тоннель погас. / И проявились стены. / И тусклый ореол вокруг врача» (№ 15, о женщине, приходящей в себя после реанимации), «да и само слово мечтать / разорвалось на меч и тать» (№ 17), «Улыбаясь во сне и не зная, что все-таки плачу» (№ 24), «пыль делается временем, в котором / безвременье, хрипя, идет на дно» (№ 25); четверостишие (№ 21) «В безмолвии вырази муки свои: / пространство картины мазками заштопывай, / сказанье об ироде перекрои / и перепиши его кистью эзоповой» (правда, тут стоит отметить еще одно влияние – чисто ритмическое – Б. Пастернака). Но даже сильное стихотворение не застраховано от неудачного слова или словоформы: в конструкции «давний след / побывших  здесь уже воров иконных» («Чернобыльская деревня») размер не позволил употребить правильное «побывавших» вместо неправильного «побывших», при котором получается, что воры в покинутом доме были долго.

Надо иметь в виду, что в большом тексте поэт, естественно, имеет другие возможности «развернуться» и показать себя, чем в коротком. Поэтому на конкурсе при прочих равных условиях предпочтение все-таки следует отдавать авторам лаконичным.

Поскольку лирические и лиро-эпические стихотворения оценивать по одним меркам не совсем справедливо, в шорт-лист я выделяю только лирические: №№ 1,4,5,10,12,15, 25, 29. Сильнее некоторых из них № 28, но дело портит речевая неправильность в строке "Люди в черных машинах тела наши держат вчерне": сама "идея" использованного приема хорошая, но все-таки "написать вчерне" и "держать в черном теле" - далеко не одно и то же. Правда, в подлинно поэтическом произведении даже речевая ошибка может восприниматься как художественный прием. Так что рекомендую оставить № 28 в числе лучших.

ШОРТ-ЛИСТ
1. ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА «всё меньше дни...»
http://www.stihi.ru/2017/07/20/10533 квота ГР за редактирование отборочного тура
4. ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «здесь»
http://www.stihi.ru/2016/09/08/5188 номинатор Юлия Долгановских
5. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Офелия спит»
http://www.stihi.ru/2017/07/03/5175 отборочный тур для резидентов
10. ПАВЕЛ БЕТАЧ «Скетчбук»
http://www.stihi.ru/2017/06/28/10403 отборочный тур для резидентов
12. ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ "Мой Бог, пока ты только мой..."
http://www.stihi.ru/2016/10/01/7658 отборочный тур для резидентов
15. НЕВЕДОМА ЗВЕРУШКА «Ауканье»
http://www.stihi.ru/2014/12/01/3630 отборочный тур
25. ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ДЕНИСЕНКО «Мы рождены, чтоб время сделать пылью»
http://www.stihi.ru/2017/01/28/4668 номинатор Юрий Семецкий
28. ИВАН КЛИНОВОЙ «#яумрувкрасноярске читаю на каждой стене»
http://www.stihi.ru/2017/07/20/9110 конкурсный литературный портал stihi.lv
29. ПИВАНОФФ «жёлудь»
http://stihi.ru/2013/11/04/5242 номинатор «Термитник поэзии»


13 августа 2017 г.

Доктор филологических наук,
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова               
С.И. Кормилов