Взгляд из-за кулис конкурса Возраст итогов

Клуб Слава Фонда
ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА КУЛИС КОНКУРСА
"ВОЗРАСТ ИТОГОВ"
АВТОРА НАТИКО

«Не огорчайся, что состарился: поверь, лучше дожить до этого возраста, чем умереть молодым».
Начну с истории, пересказанной не точно, а немножко коряво, как запомнила – так и передаю. Вспоминается горькое и едкое замечание Людмилы Гурченко:
- Нарядишься, намарафетишься, выйдешь из подъезда на тонких каблучках-шпильках, с причёской, макияжем, платьем узким, в талию, подчёркивающим фигурку-рюмочку, и сидит оно, как перчатка, сделаешь все, чтобы выглядеть в 70 лет на 30. А к тебе подходит старенький дедушка, с палочкой, древний и скрюченный, седой и весь в морщинах, и начинает рассказывать, как он в старшем классе школы ходил на фильмы с твоим участием в кинотеатр и целовался с одноклассницей в последних рядах.
В общем, возраст – дело тонкое, но жизнь всегда остаётся жизнью, и хочется, чтобы она была полной. Действительно, мы всегда желаем своим близким «дожить лет до ста», звучат здравицы «Многая лета», а потом начинаем… жалеть тех, кому это удалось. Нет, завидовать, конечно, нечему, если здоровье подводит, но жалеть…
Напомним анонс:
«Принимаются произведения о дорогих нашим сердцам стариках;
о возрасте, в котором уже пора подводить жизненные итоги».
В общем, посмотрим, кто же они, старушки-веселушки и старички-разбойнички, умные понимающие женщины и мудрые аксакалы, которые вслед за Расулом Гамзатовым могут повторить:
«Пускай в свой час подводит жизнь итог.
Я всё сказал и сделал  всё, что мог». 

БЕЗ ОПТИМИЗЬМУ НИКУДЫ!

В начале обзора приведу целиком СТИХОТВОРЕНИЕ №1 «СЛУЧАЙ В ДЕРЕВНЕ». Не потому что оно знаковое, а потому что оно первое и забавное, такое «дедкино» и «бабкино», чуть-чуть сказочное. Легкое, стилизованное под народный стиль, с трактором «Беларусь», лошадью на льду, переполохом на всю деревню. Его можно по праву считать «разминочным» стихотворением этого конкурса. С него и начнём.               
- Слухай, старый, чай-то холодно лежать- то на снегу!
- Понимаю я, родная, да подняться не могу!
Вишь, разбил меня ну, ентот, как его? – Ридикулит!
И спина моя, нет моченьки, так ломит, так болит!

С крыши здорово слетел позавчера,
Думал, может отлежуся до утра,
А севодня вот и по воду пошел,
Поскользнулся и упал к тому ишшо…
Дай мне, старая ты руку поскорей,
Подними и быстро чарочку налей!

- Я те чарочку налью-то, старый хрыч,
Ня рассчитывай на ентот магарыч!
Неча было - то по крыше гарцевать!
Ухитрился ведь и зонтик мой сломать!

-Ах, ты так! А, ну-ка, ведьма, подь сюды! –
Доворчисся, как бы не было бяды!


Бабка - шлёп, и сразу рядом улеглась!
Скользко очень возле деда, вот напасть!
Так ворчали и барахтались в снегу
Бабка с дедом у соседей на виду.
Хохотала вся деревня, в помощь им
Лошадь старая покинула овин,
Но у лошади копыта не для льда!
Рядом шлепнулась, такая вот беда!
Делать что?  Тут из соседнего села
Чудо-техника железная пришла.
Называлась она трактор «Беларусь»-
О годах прошедших навевала грусть.
Трактор тоже сдвинуть дедушку не смог,
Тарахтел, плевался дымом и заглох…

«Веселится и ликует весь народ!»
Как помочь им – ну никак не разберет!

Дед вдруг вспомнил, как сражался на войне,
Шепчет на ухо он старенькой жене:
«По-пластунски мы с тобою поползем,
За углом ведь, недалече теплый дом!»

Помогали всей деревней им ползти,
А поднять на льду их так и не смогли!

В чем мораль – когда идешь ты за водой
Осторожен будь, особенно зимой!

После сказок можно обратиться к традиционной теме «начала всех начал», «родительского порога»… Как в сборниках стихов и песен прежних лет: сперва песни про Родину, потом – про любовь. Тем более что стих о детстве…
СТИХОТВОРЕНИЕ №8 «ВЕРНОСТЬ» - про родину. И малую, и большую. Очень напевный, раскачивающийся ритм. Двустопный размер, с чёткой акцентированной цезурой посередине каждой строки, нигде не ломается…
Иду всю жизнь к причалу, к началу всех начал.
У главного начала есть берег и причал.
Тоскует тихо сердце... Под скрип и хруст снегов
Стремлюсь попасть я в детство, в тень мшистых берегов.
Хорошие образы, добротная и качественная работа, и детство – это, конечно же, скрип снега, мшистый берег, весенние проталинки… Только немотивированных повторов много. Чтобы соблюсти размер, Автор начинает повторяться. Ритм Автор не нарушил, и если не вдумываться глубоко, а просто прочитывать или пропевать – то всё получится, но в «началах» и «причалах» я утонула сразу. 
«Причал» - «начала», «роль» - снова «роль» - «боль», - кажется, это стихотворение объединяет в себе все архетипы. Девичьи клятвы, «метелью и полынью» пропахшее крыльцо… традиционные васильки и грибное лето. Стих вообще очень традиционный, правильный. Но мне кажется… Не знаю Автора – я не сверяюсь со списком Авторов при работе над обзором, только после него, но мне кажется, горожанин сочинял.
Хорошо, хотя и не ново.

Рецепт от Автора СТИХОТВОРЕНИЯ №10 «ИЗ РАССВЕТА – В ЗАКАТ». Если Вы подходите к зеркалу, а содержимое его Вам не нравится по какой-либо причине, меняйте зеркало! Зачем держать в доме старый хлам, если Вы – каждый день новая?
Жизнь прекрасна,  удивительна,  светла –
                не прервётся нить!
 Это просто постарели зеркала –
                надо заменить!
Очень оптимистично – это безусловно. Сама конструкция с укороченными чётными строками придаёт стихотворению даже не ритм, а темп. Этому Автору некогда грустить и переживать, он даже чётные строки не успевает проговаривать – настолько торопится жить. А может, так и надо?
Много эмоций, восклицательных знаков, экспрессии. Эту лирическую героиню воспоминания не расстраивают – помнится только хорошее: улицы села как проспекты, бедный дом-шалаш, но это не беда, безоблачная заря, пение соловьёв, радость жизни, колокольчики птичьих голосов – это всё смысловой ряд стихотворения. Некогда товарищу грустить тогда было, некогда и сейчас. Он продолжает делать открытия, только уже на бумаге, и в душе остался таким же точно ребёнком, как и много лет назад. Даже справиться с проблемой поколений пытается смешным детским заклинанием:
 Крылья  лёгкие  раскрыты  за  спиной 
                росчерком  пера.
Злюка-старость,  не  угонишься  за  мной!
                Мне  лететь  пора!!!

СТИХОТВОРЕНИЕ №23 «ПОКА ЖИВУ, - ИГРОЙ ЯВЛЯЮ ЧУДО» - тут пафос и самоирония в одном флаконе. Точнее, ирония аккуратно завёрнута в этот пафос, но, конечно же, шила в мешке ещё никто не утаивал… Жизнь – приключение, пенсия – смех и слёзы, а выживать на неё – подлинное чудо.
О, старости прекрасная пора!...
Я – обожаю все твои причуды!
Прожить на пенсию – весёлая игра!
И если выживу,
то это будет – чудо!
Но джентльмен весьма игриво настроен, не упускает случая отпустить шуточку «со смыслом». Правда, что пикантно в одном возрасте – по-другому слышится в почтенном, но солидные джентльмены пошутить случая не упускают-с…

СТИХОТВОРЕНИЕ №18 «ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ» - тоже игривая леди, но тут более профессиональная и качественная ирония. Она уже чувствует приближение «Возраста итогов», но оценивает ситуацию трезво: «Сегодня я хуже, чем вчера, но лучше, чем завтра». Постоянное противопоставление «уже» и «ещё» - форма стихотворения подчиняется содержанию, служит ему, повторы усиливают смысл, в общем, тут смысл и его выражение – единое целое. 
Уже накладываю грим не так старательно.
Уже люблю не всё подряд, а избирательно.
Ещё хожу, а не ползу с клюкой – треногая,
Ещё доверчиво, дивясь, гляжу на многое.
Дальше опять – игра «уже» и «ещё». Финал – самоирония, очень высокий пилотаж для «Возраста итогов». А ведь дольше и счастливее живёт тот, кто умеет вовремя посмеяться над собой («Близиру», кажется, через «и», но это детали):
Уже вниманием мужским не избалована.
И с головы до пят уже не зацелована.
Ещё хожу на вечеринки для блезиру я. 
Ещё хочу – глазами. Но – уже дозирую…

СТИХОТВОРЕНИЕ №41 «ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЁМ МЫ?» тоже – из разряда оптимистичных. Работа со словом качественная, образы, рифмы, размер – всё вроде бы на месте. Вывод – правильный, да. И итоги можно подвести в любом возрасте, и в 35, как героиня этого стихотворения: а может, ещё есть время для манёвра?
Только любящий поможет – тот, кто рядом, а не где-то!
Разделяют путь наш грешный люди, любящие нас!
Для чего живём мы всё же? Чуть помедлю я с ответом,
И найду его, конечно, в глубине любимых глаз!
Стихотворение читается как «программное», но особенность таких стихов в том, что с ними не поспоришь. Я и не собираюсь…

СТИХОТВОРЕНИЕ №43 «СТАРЫЙ ПЕНЬ» - название не «шепчет», однако это настоящий неувядающий «природный» оптимизм…
Что ж, посмотрим! Вопреки природе,
Выстрелю зеленым я побегом,
И назло осенней непогоде,
Расцвету, пусть даже и под снегом.
Вот над финалом подработать, сделать его более чётким. Филигранной работы над словом Автору не хватает, но выраженная мысль нравится. Образ хороший. Его бы вытянуть… Впрочем, побегу всегда есть куда расти – будем надеяться.

А из СТИХОТВОРЕНИЯ №51 «РАЗМЫТОЙ ПЕЛЕНОЙ» не размыто, а понятно становится, что именно после себя оставит цех поэтов (кроме детей, домов и деревьев):
Размытой пеленой по небу облака,
И море плещет стихотворной строчкой,
И кажется, что рано ставить точку –
Ещё пишу, ещё тверда рука
И голос не дрожит, и не подводит память,
И так же манит горизонта круг,
И слава господу – есть рядом друг,
И голову кружит весны шальная замять,
И хочется любить и жить, пока
Стучат часы, отсчитывая сроки,
Пока стиха размеренные строки
Под плеск волны диктуют облака.

СТРАШНАЯ СКАЗКА ДЛЯ БАБУШЕК

Внимание! А теперь – страшные сказки не для детей, а для их дедушек и бабушек.
СТИХОТВОРЕНИЕ №46 «МОНОЛОГ СТАРЕЮЩЕЙ СКАЗОЧНОЙ ГЕРОИНИ» тоже с юморком, но это уже больше горький юмор, «зе энд оф зе шоу», а не «хэппи энд».
Хрустальная туфелька мне безнадёжна мала,
А кожа Царевны-Лягушки тесна. И теперь я
Не бьюсь о крыльцо, не машу рукавом на балах,
Не клянчу ни Алых Цветков, ни Финистовых перьев.

В моей неприступной светлице царит полумрак,
Волшебное зеркало где-то за печкой коптится.
И вряд ли во всём тридесятом найдётся дурак,
Что даст за меня хоть синицу – не то что Жар-птицу!
Современный вариант «Тут и сказочке конец»: тут и сестрицы «при деньгах, при князьях», и плешивые принцы, уже думающие о язве желудка, и бессмертный Кощей, который дошел до консенсуса с мачехой, и она тоже типа бессмертная. Ну и в финале – «жаних»: тоже плешивый. Но, разумеется, сказочная героиня, хоть и «с пробегом», себя ценит высоко, на какого попало принца не согласная:
Один, правда, сватался: ночью пробрался, как тать –
Беззубый, плешивый… Куда мне такого пошиба?!
Осталась забава: по ржавому блюдцу катать
Подгнившее яблочко в поисках прошлых ошибок…
В общем, стихотворение – легкий стёб, призванный развеять все иллюзии и заблуждения, надежды на чудо. Качественно выполненная «сказочная антиутопия», ни к стилю, ни к слогу замечаний нет, они полностью соответствуют задаче. И вообще, несмотря на пессимистичный настрой и грустный финал, микс из сказок достаточно забавен, на нем построено немало современных «продолжений» и «послесловий». Ну, здесь такое «послесказие»…

СТИХОТВОРЕНИЕ №12 «РАЯ» - уникально в подборке. Привожу целиком.
А на девочке пижама в горошек.
У горошка легкомысленный вид.
Укрываю. Лёгкий чубчик ерошу.
Напеваю. Рая губки кривит.

За окном долдонит дождь-барабанщик.
Рая видит сны о самом простом.
Просыпается, оладушков клянчит.
Говорю ей: «Спи, мой птенчик. Потом».

Утром тру для Раи фрукты с базара.
И оладушки даю. И чайку.
Рая просит: «А поставь Лесковара».
Что ж, пластинки с чердака волоку.

Но не слушает. Лепечет о папе,
об Отце и о младенце с икон.
Я меняю ей слюнявчик и памперс
и в коляске вывожу на балкон.

Во дворе осенний свет. Клён желтеет.
Рая дремлет под рефрен Mamy Blue.
В феврале ей будет семьдесят девять.
Если Рая не умрёт к февралю.
Сразу скажем, здесь вообще нет стихов про хоспис. А если хотите надорвать пуленепробиваемые сердца жюри – то пишите на душераздирающие темы. «Душераздирающих» тем тут мало. В основном – личные и лиричные переживания, спокойные выводы… Очень «спокойная» конкурсная подборка, хотя тема достаточно драматична.
Но стих «Рая» не призван пробить чьё-то сердце, он не душераздирающ, он правдив. Умело построенная интрига показывает, что ведь старость – это не только «возраст итогов». Наступает момент, когда «что старое, что малое». Хорошо обозначил его шолоховский Нахалёнок, закричав на деда: вот станешь, мол, старым, зубы выпадут – не буду тебе хлеб жевать! У Раи из стихотворения – не самая плохая старость. Она получает те небольшие радости, которые люди начинают ценить только к закату жизни. Кажется, что это данность – и солнечные ванны, и музыка, и еда, и сон, и чистота: всегда легко принять душ взрослому здоровому человеку. А каково Рае?
Вообще в конкурсной подборке есть СТИХОТВОРЕНИЕ №27 «ЗАРИСОВКА» - тут за стариком ухаживает приходящая не то медсестра, не то соцработница… Но художественный ряд предыдущего стихотворения, конечно, более выразителен, с мощным акцентом в финале. Он подразумевает надежду, что Рая ещё будет праздновать своё 79-летие.
Здесь тоже – бытовые подробности, там, катетер, таблетки, стакан, уговоры съесть кашу… Но в финале Автор произведения подводит черту и под старичком, и под работой медсестры Тани.
Всё очень просто, безысходно просто.
А Таня возвращается к живым.
То есть этот дедушка – живой покойник, который ЕЩЁ ПОКА жив. Умрёт – и Тане легче станет, она будет заботиться о других бабушках, дедушках, а дома ж семья требует внимания… В предыдущем стихотворении ухаживающая за Раей женщина – полностью за кадром. Дочь? Соседка? Соцработник или медсестра дома престарелых? Мы не знаем. Там главное – старушка-девочка Рая. А тут главное – медсестра Таня, которая моет полы, ухаживает, а дедушка так, фон, он живёт и живёт, и помирать не собирается, хотя она уже давно смотрит на него и понимает, что это живой труп. По-моему, так тоже нельзя… Ведь и Таня когда-нибудь достигнет этого возраста, и её положат в пустую квартиру или комнату – ждать конца. Хотя зря я на Таню – она девушка явно добрая, и за дедушкой ухаживает хорошо. Вопрос к Автору: зачем называть живого человека – мёртвым? По-моему, так нельзя.

В СТИХОТВОРЕНИИ №15 «ОНА ПОЁТ» - принципиально другая старость. Об этом человеке некому позаботиться: пьянчужка, нищенка, опустившаяся на ту планку, ниже которой просто некуда. Тут и «пожелтевшие письма» (вечный хрупкий символ невосполнимых утрат – ох, а вот старость нынешнего поколения, наверное, будет наполнена «консервированными сэмэсками»). Тут и пустая квартира. Тут и трагедия утрат, а прохожим видится просто оборванная пьяная попрошайка… Но попробуй ей сказать, что жизнь сейчас прервётся – она будет цепляться за неё изо всех сил. Мораль стихотворения сформулирована чётко в самом начале.
Не говори, чего не можешь знать,
Не измеряй других своим аршином, -
Пьянчужка эта – тоже чья-то мать,
Она поёт на рыночке блошином
Старушечьим дрожащим голоском,
Отчаянно мотив перевирая…
Правда, внесу и свою «ложку дёгтя». Жалеть таких людей в стихах – легко. Прочитал, кликнул отзыв, кнопку «понравилось», пару слов или строк. В жизни мы стараемся дистанцироваться, обойти, отдалиться. Вряд ли кто будет вникать, что там у неё на душе: расплачется ещё, что-то душераздирающее расскажет, может, мало-мало приврёт, время отнимет, а попутно опять денег просить станет. Перегаром разит, одежда давно не стиранная... Как быть, если тяга к жизни есть, а смысл давно утрачен? Поможете или шарахнетесь? Потому что на бумаге оно всё гладко…

СТИХОТВОРЕНИЕ №2 «НЕ ЛЮБЛЮ ЭТОТ ДЕНЬ» - честный разговор героини с самой собой. Много «общих мест» и общих слов, привычных образов – символов грусти. Тут и «подсохший букетик цветов», и «уход седеющих лет», и улетевшая «крылатая весна» - всё традиционно. Но мне понравилась «каша с названием плов»,
Горкой высится каша с названием « плов»,
Натюрморт из тарелок, бокалов и  рюмок…
И застрявшая где-то, в прошедшем, любовь.
«Любовь» в этом образном ряду явно лишняя, как-то она «не к столу», но как же о ней не вспомнить? Смысловой центр – честная фраза «Не люблю этот день». Это, собственно, рефрен:
Не люблю этот день. День рожденья – расплаты
За безумное счастье…
                Когда-то, весной
Уносила с тобою нас в небо крылатость!
(Так бывает, когда ты совсем молодой,
И когда каждый день  - сумасшедшая радость!)
Это «оттуда» кажется, что каждый день – сумасшедшая радость. На самом деле у молодых есть свои местные катастрофы, которые в вершины возраста кажутся детскими игрушками, но в более нежном возрасте попросту отравляют жизнь. Не зря же придумана поговорка «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Однако за честность Автору – «зачот». Он не стал лакировать такое событие, как взросление, но не стал и «нагнетать», показывая (как предыдущий Автор), что если шкурка Царевны-Лягушки не налазит, пора скончаться. Нет. Этот Автор будет праздновать свое день рождения еще много раз, он пережил свою «сумасшедшую радость» и готов честно рассчитаться по долгам, не скрываясь раньше времени от главного кредитора. Сумасшедшее счастье – было, и потому рядом с «кашей по имени плов» будут всегда рядом звонкие бокалы.
И СТИХОТВОРЕНИЕ №5 «БАБЬЕ ЛЕТО» - о том же. Это отрицание, протест (бессильный, конечно) против этого праздника. Да ну, ни к чему лирической героине эти «ягодки опять», она хочет обратно в душистый сад юности…
Последний каприз
уходящего лета -
кокетливый дождь,
прошумевший вприпрыжку;
состроила нервно
гримаску мартышка,
когда забренчала
гроза в кастаньетты... – (кастаньеТы с одной «т» - пунктуацию и орфографию я сохраняю, но абшибки ж тоже – лецо поэта!)
Лирическая героиня протестует против этого периода, не смиряется с ним, бунтует даже в мелочах. Тут нет наскучившей «каши, именуемой плов» и «шарлотки», тут праздник, цветенье, салат «невозможного цвета» и, наверное, необычного вкуса, заправленный модным майонезом. Смешение всего со всем и хотя бы в такой форме – неподчинение традиции, попытка отвлечься, чтобы не заметить, а не заметить нельзя:
Грядёт увяданье -
желтеют приметы.
Да что ж вы грустите,
предчувствуя старость?
Но если желаний других
не осталось -
хочу в бесконечность
из бабьего лета...
Конечно, в этом конкурсе и ожидалось немало пессимизма, не стал лукавить и Автор СТИХОТВОРЕНИЯ №6 «СТОП?». Стих короткий, довольно простенький, рифмы такие же простые и незамысловатые. А зачем тут замысловатость? Всё же и так понятно…
Вижу косы и бантики,
дальше - калейдоскоп:
крошка, девочка, барышня,
мама, бабушка... Стоп?!
Нет, если честно, предыдущий вариант финала («БАБЬЕ ЛЕТО») мне понравился больше, он чётче, а здесь героиня спрашивает, а на самом деле ничего же ведь не остановит… Бабушка – конечная станция, дальше только прабабушка и молитва родственников, чтобы подольше прожила (если порядочные). Впрочем, наверняка порядочные. А она вон остановиться хочет. Но не в силах. Потому что этот вопрос, вынесенный даже в заголовок, он обращен в никуда, ни к кому, провисает и делает коротенький, простой и понятный стих просто оборванным, а не завершенным. Я не представляю себе «барышню, маму, бабушку», которая вместо того, чтобы нянчить внуков, скажет себе «СТОП» и пойдет искать пистолет…

Отношения с семьёй могут складываться по-разному. Вот, например, СТИХОТВОРЕНИЕ №13 «ПИСЬМА». Конечно, «накатанный» по стихам глаз цепляет рифма «на почту» - «рукою», она не приблизительна, а скорее удалённа.
«Ой, счастливая! - скажут кумушки, -
Пишет письма и внукам, и детям.
Что бы нынче не говорили,
Есть хорошие семьи на свете».
(…)
А в её опустевшей квартире
Пачки писем нашли после смерти.
Никому. В никуда. Не отправленных.
В пожелтевших от горя конвертах.
Что характеризовать? Всё просто. Этот стих и должен быть простым. Простая трагедия брошенного человека. А рифмы и мало-мало ритм лучше подработать… Образна и акцентирована последняя строка, а сам стих – так же прост, как описываемая в нём трагедия. Только что заставляло женщину разыгрывать перед «кумушками» счастливую бабушку и маму? Может быть, не хотелось, чтобы к горю одиночества добавилась всеобщая «жалость». А может, рассказывая сказки другим, она и сама немножко утешалась? Это за кадром, но эти «закадровые» размышления меня и заставили включить стих в подборку. 
В СТИХОТВОРЕНИИ №21 «14 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ МАТЕРИ. ПЛАТОЧЕК» - обратная ситуация. На мой взгляд, я бы этот номер оценила выше, чем предыдущий.
Сюжета как такового почти нет. Если в предыдущем стихотворении нам показан целый пласт, отрезок жизни матери до самой смерти, её отношения с соседками, неотправленные письма семье, то тут старушка-мать просто стоит перед витриной магазина, прицениваясь к колбасе. И из этого простого бытового эпизода Автор создал стихотворение-проблему. Как будто сам рядом стоишь и смотришь, как она в узелке последние рубли на кассе перебирает. И хочется вынуть кошелёк и просто купить ей эту колбасу, чтобы она не мучилась, хватит ей денег или нет. Наверное, лирическая героиня предыдущего стихотворения тоже бы отдала последнее за неблагодарных детей, если бы они были в пределах видимости. Эта мама их слышит и видит, и её больше волнует, удастся ли их вкусно накормить, а не какое впечатление она производит на «кумушек». Да и кумушек тут нет – на кассе такая же мама собственной семьи:
Есть хлеб подешевле, кефир по карману,
А вот колбаса для неё дорога!
Стоит у витрины усталая мама,
Белеет платочек в крестьянских руках.

На кассе, стесняясь, развяжет платочек,
Кассирша с улыбкой её подождёт.
Похожа на бабушку: так же хлопочет
И так же печально и бедно живёт...
Вот мы всей молодёжи отчётливо показываем, как такая старость становится нормой… Собственно, ничего Автор не делал особенного: те же простые слова, и сюжета, повторюсь, нет никакого. Драма – в самой жизни этих мам-бабушек, в обществе, которому, по большому счёту, начхать…

Печальные итоги… СТИХОТВОРЕНИЕ №24 «ПАМЯТИ МОЕЙ ФОКСТРОТ». Ну прежде всего нужно сказать, что с точки зрения образности оно выдержано. Тут Автор не надеялся на то, что достаточно просто взять трагическую ситуацию, и стих сам себя сыграет. Нет. Игра требует профессионализма, слово – работы. Как в танце, Автор ведёт нас через романтику, воспоминания, ностальгию, через «до шелеста заигранный фокстрот» со старой пластинки, из довоенных времён – в современность. Лиричный, образный, красивый стих. И в финале – «трагедия вещей», которые живы, а люди – нет:
И дождь тогда был теплым, и звенел
Восторг в моей душе высокой нотой...
...Как странно – патефон старинный цел,
А от тебя осталось только фото...
По художественной, выразительной части это стихотворение сильнее многих в подборке…

В СТИХОТВОРЕНИИ №19 «ПОРЕДЕЛА ПРЕДАННАЯ СВИТА» лирический герой продолжает размышлять, выполнил он свою задачу или нет. И считает не только успехи, нажитое и пережитое, но и покинувшую его «свиту» друзей, знакомых и врагов. И думает – а за что же и как он будет держать ответ перед Небесными Вратами. Тут – размышления о вечном, а не о том, что остаётся на Земле.

Время для духовного общенья
И к извечным ценностям возврат.
Время покаянья и прощенья,
Веры пред лицом Небесных Врат.
Но техники хотелось бы желать…
СТИХОТВОРЕНИЕ №62 «Я ПОНИМАЛА ПЛАНЫ БОГА» - тоже о вере, о вере здесь не так уж много стихотворений, можно было ожидать большего количества, в виду тематики, поэтому – укажем.

Лирические герои многих стихов просто ждут конца. Какое ж тут качество жизни… СТИХОТВОРЕНИЕ №63 «ОХ, НЕСЛАДКО БАБУШКЕ ЕЛЕНЕ» - об этом. 
Ох, несладко бабушке Елене
Жить одной в деревне Колдыри!
Разболелись старые колени,
Не дают покоя волдыри.
Постоянно ноет поясница,
А рука отсохла – вот те крест,
И бессонница, как раненная птица,
Оглашает стонами окрест!
«Раненная» - с одной «эн». Если бы «раненная чем-то» или «в бою», тогда удвоенная. А если это прилагательное – тогда буква должна быть одна. Но это детали…
Деревня «Колдыри» меня сначала чуть не настроила на юмористический лад. Название такое – чисто «залихватское». Но каких только названий нет на Руси-матушке, может, и Колдыри есть.
Действительность оказалась очень печальной. Человек, живущий и работающий больше по инерции, чем ради какой-то цели. Потребностей – минимум: тепло, какая-нибудь еда, да ещё бы поутру подняться, и то хорошо. Вся простая жизнь обыкновенной бабушки – в простом рассказе. Кстати, у Автора нет задачи вызвать к бабушке унизительную жалость, нет.  Скорее человеческое сочувствие. Попытка привлечь внимание к проблеме – «зачётная». Лишь бы было услышано.
Бабушка Елена живёт обычно, как многие жители деревни. Доит козу, топит печь, греется на солнышке, поджидая почтальоншу Тому. Автор специально показал её воспоминания – нет, это не жалкая «руина» человечества! Да, она доживает свой век, но как тут весело было когда-то! Тридцать человек собиралось, младший сын играл на баяне, Митрич надевал ордена и буянил по-свойски.
Это было, кажется, недавно!
А на деле двадцать лет прошло!
Нет уже ни Митрича, ни сына…
Молодёжь забыла про село.
Старый дом осел и покосился –
Очень тяжело теперь одной…
(В кулачке платочек появился,
Так как глаз наполнился слезой!)

И покинув старую скамейку,
«По хозяйству» занялась опять –
Ох, несладко бабушке Елене
В Колдырях… тихонько… доживать!
Да, этот человек доживает, но вот в сети недавно попался рассказ. Не знаю уж, вымышленный факт для «пиара» или реальный, но рассказ ведётся от лица молодого парня: увидев, что бабушка в супермаркете никак не может решиться на грошовую покупку, он накупил ей продуктов и донёс домой.  Для него 2 тысячи – а для неё полпенсии. Узнав её судьбу, он её «усыновил» - стал навещать и помогать, в пику родне, которая «ждёт не дождётся», пока бабушка освободит квартиру.
Это интернет-бродилка, правдива или нет – Бог весть, но бабушке Елене из стихотворения бояться нечего: её хата никому не нужна, она сама завалится, когда бабушка «выйдет из строя». И всё-таки стих не читается как «безнадежный»: если кто-то живой остался из тех тридцати человек родни, что приезжала – ещё может откликнуться…
А вот – с другого конкурса, «Конкурс пяти слов». Помнится, должна была быть синица, шарф, старик, небо и ещё одно – запамятовала. СТИХОТВОРЕНИЕ №68 «РАВНОДУШНЫЙ ВЕТЕР». Старик, разумеется, бедный (редка богатая и сытая старость в этой подборке!), но в попрошайку никогда не превратится. Шарф не греет, «равнодушный ветер», вынесенный в заголовок, пронизывает. А в магазине так вкусно пахнет хлебом…
На  скамье   продрогшая    синица
Чёрствой   булки   теребит  кусок.
… Сколько  б нашей   жизни  ни   продлиться –
Каждый   в   этой   жизни   одинок.

Впопыхах  синица   улетела   -
Гром   гремит   и  близится   гроза.
И, кусочек   булки   взяв   несмело,
Небу   посмотрел   старик  в  глаза…
Вот так синица нечаянно подкормила человека… Безнадёжное, безвыходное одиночество. Сам себе его создал этот старик, или, как у бабушки Елены, судьба такая?   

СТИХОТВОРЕНИЕ №48 «ЗИМА. МОНОЛОГ ОДИНОКОГО СТАРИКА» – живой язык, простая разговорная речь (замечаний у меня нет, чёткость выражений и ясность мысли отличают это стихотворение), выразительные образы – и намёк на надежду в финале. 
Всё ничего, но зимой умирать неудобно:
"Беленькой" греть мужиков, стерегущих костры...

Вот же, дались мне сегодня природы-погоды! –
Чуть не забыл снегиря за окном покормить.

В завершение этой части – СТИХОТВОРЕНИЕ №69 «КАПЕЛЬКА ВЕЧНОСТИ». Тоже о вере, тоже о возрасте, тоже о том, что «все там будем», но как-то светло. Может быть, из-за построения фраз – коротенькой последней строки каждого катрена, той самой «капельки» вечности в стихотворении? Не точки, а именно капельки чернил стихотворца в конце последней строчки.
Шестнадцать... надежда, что все еще будет...
Мир видится в солнечном радужном цвете –
безоблачность неба, любимые люди,
рассветы...

Всего двадцать пять... сумасшедшие годы...
На сцене – любовь, увлеченность работой.
А ночью двоим зажигаются звезды –
полеты...

Уже пятьдесят... с каждым прожитым годом
все чаще стрелою – лишь хвост от кометы,
и время пришло мне держать перед Богом
ответы...

И жизнь между дивным загадочным – «будет»
и фактом осознанным – "пройдено... было..."
мелькнула как капелька Вечности – чудо
уплыло...

Стою на распутье... МОЙ выбор до тризны?
Иль крест мне принять, предначертанный СВЫШЕ?
Одно знаю точно - вовеки и присно
ОН СЛЫШИТ...

РАБОТАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ

Возраст – это ж не только трагедия или вечная борьба, это грандиозный опыт. Посмотрим, как работают профессионалы.

СТИХОТВОРЕНИЕ №3 «ВОДОВОЗ» и СТИХОТВОРЕНИЕ №4 «ПОЖАРНИК И КАЛАНЧА» объединяет не только соседство в конкурсной «ленте», но и «профессиональный» подход к старости.
Вот мы видим поглощенного своей работой, можно даже сказать, жизнерадостного водовоза. Не знаю, как большинству читателей, а мне вспоминается знаменитая песенка «водителя кобылы»:
«Стань, старушка, в стороне!
Наши годы длинные, мы друзья старинные,
Ты верна, как прежде, мне».
Так и здесь. Человек приносит пользу, возит воду и возвращается с пустой бочкой и великолепным настроением. Разумеется, пользуется успехом у девчат! К парубкам так не бегут, как к водовозу – ну и что, что с кринками и за водой? Но ведь бегут же… 
Роса  дымилась в сполохах рассвета,
Томились нивы жаждою тепла.
Вдруг легкий вздох проснувшегося ветра
Принес сухое звяканье ведра.
(…)
К вагончику подъехал, спрыгнул бодро,
Девчонки-поварихи, подскочив,
С веселым визгом подставляли ведра
И всякую посуду под разлив.

Струилось марево над сонной нивой.
Блуждал окрепший ветер в сосняке.
И ехал дед с улыбкою счастливой
Из тракторной бригады, налегке.
Понравились зарисовки природы – простые, но УВИДЕННЫЕ и показанные. Рисовалось «с натуры» или очень хорошо представилось: деревня живо получилась. Образ невозмутимого старика – не так чётко, ничего о нём неизвестно, кроме того, что он сосредоточен на том, чтобы вода не расплескалась. Штрихом дано, что он потерял всех близких на войне, но это только штрих, к делу довезения воды до бригады отношение имеющий только косвенное. Да и не только на воде он сосредоточен: когда ты нужен, тебя ждут, ты можешь помочь – и жизнь хороша. А может, это и есть – самое главное в «Возрасте итогов»? Не выпадать «из обоймы», даже когда ты все сделал, все потерял, и сил почти не осталось?
Старик сажал яблони. Люди высмеяли его, сказали: ты ведь не съешь ни одного яблока! На что старик ответил: я не съем – другие съедят, и мне спасибо скажут.

СТИХОТВОРЕНИЕ №4 «ПОЖАРНИК И КАЛАНЧА» - тоже «профессиональный» подход, но уже с другим освещением. Ни каланча, ни сам старый пожарник уже НЕ НУЖНЫ. Деревянная каланча давно рухнула, прогнила и держится только на самолюбии. И вот их последняя встреча с другом Ваней, пожарником, таким же старым, как и каланча.
Колокол остался только как образ для человека и его деревянной «коллеги» - каланчи. Оба слышат его по ночам, и обоим кажется, что где-то горит, и нужно бороться с этим огнём. А между тем уже и за «деревянным сторожем» пришёл тот самый огонь, и пожарник Ваня готовится к переходу «туда», откуда он спасал погорельцев. Наверняка же спасал людей из огня…  Друг другу они уже не помогут, но сгнившая деревяшка ещё сможет согреть и немножко продлить жизнь своему «боевому товарищу».
Сегодня он пришел сюда с пилою,
Присел на край, надолго задымил..
Взбодрив себя беседою немою,
Решил пустить старушку на распил..
И вот огнем, что стерегла всечасно,
Горит она, итожа долгий век,
Не злым, всепожирающим, опасным,
А тем, которым вечен человек…
Если бы он был в силах или при деньгах достать себе другие дрова, он бы достал… Он бы ни в коем случае эту руину не тронул, это же для него часть эпохи, его истории…  Это явно последний, отчаянный шаг. Как для солдата прирезать своего боевого коня в голодную зиму. Но это можно было показать более драматично. Пришёл с пилой, сел, покурил, попилил…  Здесь простота не усиливает впечатления. Да для него эпоха на этом закончилась!
Из-за стилистики смазан и финал.
«И вот огнем, что стерегла всечасно», - стилистическая ошибка: «что стерегла всечасно» можно прочитать так, что это каланча стерегла и охраняла огонь. Она охраняла людей ОТ ОГНЯ. Оборванная фраза, а выразись Автор точнее – финал «играл» бы лучше.
«Горит она, итожа долгий век», - вот тут непонятно, чей именно век. Свой собственный? А может, век деревянных пожарных каланчей – что, если это последняя пожарная деревянная каланча, и вместе с ней уходит в прошлое традиция таких строений, и колоколов, и дежурных на верхотуре пожарных? И профессия не нужна, следовательно. Не человек – а его профессия. Это разные вещи. А новой он уже не научится.
«Не злым, всепожирающим, опасным», - «не злым» тут явно Автору уже слов не хватало, идёт смысловое нагнетание с отрицательной частицей. Нужен более точный акцент.
«А тем, которым вечен человек…» - вот эта финальная мысль тоже расплылась. «Не злым… а тем, которым вечен человек». Понятно, что огонь в очаге противопоставлен пожару. Тоже не хватает отточенности – мысль понятна: огонь – друг человека, но эту фразу надо отработать. А сюжет и поднятая проблема – сильны своей безысходностью.

СТИХОТВОРЕНИЮ №9 «СКРИПАЧ», на мой взгляд, тоже не хватило экспрессии. Мне вспоминаются строчки одного Автора на конкурс дружественной площадки:
«Я просто летом пойду играть
На скрипке у стен Сорбонны».
«На скрипке у стен Сорбонны» проходит рефреном через всё произведение, придаёт ему энергетику, видно скрипача, готового всем рискнуть и всё отдать, ничего не требуя взамен от этого капризного Парижа.
Герой нашего Автора – «На шумном перекрёстке Хайфы»:
На шумном перекрестке Хайфы,
Являя  людям  свой талант,
Сидит со скрипкою у пальмы
Седоволосый музыкант.
Далее – простой рассказ о не слишком щедрых прохожих. Правда, ностальгия обуревает их, и очень часто в этих пальмах звучит «Смуглянка» и «Катюша». Только та же ностальгия почему-то не «пробивает» их на более щедрую оплату – она скудна.
 А ведь когда-то в «Мариинке»
В большом оркестре он играл,
И звук его волшебной скрипки
С восторгом слушал полный зал.

В его сединах столько шарма!
Но неизбывна боль в очах:
Его отец и дед, и мама
Погибли в газовых печах...

(…)
Скрипач играет в зной и в холод,
Ведь он – не просто старичок,
Он – МУЗЫКАНТ! Он будет молод,
Пока в руках его смычок!
Реальная трагедия человека, традиционная фраза: а вот на каких балах он блистал, а теперь пальмы подпирает. Но, может, стоило усилить драматическую составляющую? Нет, в самом сюжете достаточно драмы, но он выглядит как повествовательный рассказ о чужом мне человеке. Вроде бы всё на месте, всё правильно, но, может быть, представить себе этого музыканта более живо? Не только седые волосы и смычок, и биографию, а его взгляд на эту сытую ностальгирующую, но ничего не понимающую публику. Понятна драма, понятна увлечённость этого человека, понятна неблагодарность толпы (столько ностальгирующих – а у него одни гроши). Всё это понятно. Но безбашенный, чуть легкомысленный бродяга, все мысли которого – о Сорбонне, как у героев братьев Гримм – о Бремене, меня впечатлил больше. Я его образ додумываю, воображаю, даже представляю себе и понимаю, зачем и куда он идёт. Его переживания уловили, почувствовали и показали, а Автор стихотворения №9 увидел и просто рассказал нам о трагедии старичка-музыканта глазами СО СТОРОНЫ. Ничего не оставив «междустрочию». И я воспринимаю это как факт (внешняя сторона, даже с биографией, есть), а не как подлинную трагедию артиста Мариинского театра.

СТИХОТВОРЕНИЕ №28 «ДОМ ВЕТЕРАНОВ СЦЕНЫ» - тоже о профессионалах, но другого рода. Вообще в истории театра – и русского, и мирового – многие великие артисты умирали на сцене, до конца с нею не расставались. Герои этого стихотворения тоже не могут и не желают с ней расстаться. Но я на минутку подумала, что это любительский театр, пока не прочла напрямую название «Дом ветеранов сцены». Значит, это нечто вроде приюта комедианта (помнится, был такой театр в Москве). Но «седая Джульетта» и «престарелый Ромео» Автору явно показались жалкими… Язык не повернётся сказать «СМЕШНЫМИ и жалкими», но жалкими – точно. В жизни актёры сами, достигая определённого возраста, разумеется, меняют амплуа. «Герои-любовники» становятся «благородными отцами», Наташа Ростова играет Анну Каренину, царевич играет царя-батюшку…
У фонтана, от грусти заметно старея,
наблюдая, как слёзно стекает вода,
вспоминает Ассоль алый парус и Грея,
что уже не успеет приплыть никуда.

Эти поздние страсти смешны и бесценны,
для сценария вряд ли подвластны перу.
Ветераны судьбы, вдохновения, сцены,
ночь ещё не пришла. Продолжайте игру.
Конечно, седеющая Джульетта – это совсем не то, что юная Оливия Хасси. Но вывод – вполне себе оптимистичный и доброжелательный – противоречит всему тону и строю стихотворения. Мне не показывают актеров, которые служат Мельпомене, преодолевая возраст, играют с накалом, с отдачей, даже на этой, «междусобойной» сцене. Мне показывают стариков, которые сами понимают, что это уже не та Ассоль и не та Джульетта, но вот – сбылась мечта их сыграть, когда не ждали…
Пересмотрите фильм «Покровские ворота»: Велюров Леонида Броневого, которого бросает возлюбленная – тоже пожилой актёр. Он разный, но не жалкий. Наоборот, я им восхищаюсь или возмущаюсь. Вообще задумка – театр для стареющих актёров – хороша. Но вот как-то не верю я этому театру...

Тоже об актрисе, но насколько по-другому… СТИХОТВОРЕНИЕ №55 «ЭТЮД – ДНЯ 20-ГО… БАРБАРА…». Автор не допускает ни тени насмешки. Наоборот, перед нами предстаёт не картонный сценический шекспировский балкон, а шумный, старинный, вышедший из сцен немого кино настоящий город, и карниз настоящий. Представляется один из европейских или американских городков времен «старого доброго» (не современного) Голливуда, эпохи фильмов с участием Дины Дурбин, Греты Гарбо, Эдит Пиаф…
«Барбара» -  … лак у туфель … сеточка  черных чулок –
для безупречной прически -  старилась день ото дня…
у благородных линий профиля  - лисий клок
воротника  не греющего … держит его, подняв…
и прижимает сумочку…  в ней - ничего ценней
пачки LM, очешника … связки ключей  и туб-
яркой помады,  делающей  что-то волшебное с ней…
так, чтобы каждый встреченный видел …
                и  только ту… 
                Барбару…
Вот примерно так… Никакой ложной жалости – и ложной надежды. Всё. Всё кончено, дубль снят, режиссёры и сценаристы разошлись, благодарная публика смотрит фильмы с другими героинями. Но она – осталась. Та самая Барбара. И это не жалкая попытка убежать от возраста с помощью яркой помады. И не попытка «молодиться» с помощью одежды. Это верность, даже в мелочах, созданному образу. И если она допустит хоть одно отступление от стиля – в угоду новой моде – она перестанет быть Барбарой, а превратится в молодящуюся пожилую леди. Тщательно продуманная одежда от одного неверного штриха станут бутафорией, безупречный грим – кричащей мазнёй, а сумочка – наверное, превратится в тыкву.
Ложка дёгтя: не могу не пролить. Текст просто изобилует многоточиями. Это, конечно же, создаёт эффект внутреннего монолога, мыслей, которые перескакивают с одного на другое, и нить рассуждений постоянно теряется. Более нейтральные знаки препинания не помешали бы. У меня ощущение, что это стихотворение замерло на распутье, не знает, куда ему рвануть – то ли вниз по «велосипедной улице», то ли обратно, в старое-старое кино, и пока думает – за малым не упало в обморок раньше, чем я его прочитала. Мне кажется, если много точек оставить только в финальных строках, где завершается мысль про Барбару, стихи ничего не потеряют, кроме излишнего «придыхания» в начале, когда, собственно, ещё ничего не произошло. 

СТИХОТВОРЕНИЕ №11 «А ДАВНО ЛИ?» - не трагичное и не оптимистичное. Подводит итоги «древний дед Федот», делает это он хорошим русским языком, без ненужных причитаний и без пафосного оптимизма. Ну, жизнь, ну, прошла… У его дедов она такая была, вот и Федот – сам дед… Надо было – трудился, надо было – родину защищал, теперь вот «выполз на завалинку» поразмышлять о «Возрасте итогов». Какие они, итоги? Да вон бегают – дети и внуки.
Пара воробьиная под стрехой избы,
Леденцовой линией речка – час ходьбы,
Ноги не разгонятся – девяносто лет,
Где же детство-вольница – было или нет?
Ну, тут пейзажи на уровне. Это не общие слова, не кочующие из стихотворения в стихотворение образы, «леденцовая линия» - мне понравилось. Очень живое, деревенское, весеннее стихотворение. Есть, конечно, тоска – эх бы с баяном по селу пройтись…  В финале стихотворения – никакого надрыва и обречённости, никакой похвальбы, просто – жизнь:
Дочери – прабабушки, ну не чудеса?
А Маруся-лапушка  ждёт на небесах...
Рядом внуки шумные строят снежный дом,
Дед о прошлом думает, о  пережитом...
Очень «человеческий» стих, все образы верные и жизненные. Не «бытовушные», а именно жизненные. Этот человек свою задачу перед предками и потомками выполнил и просто отдыхает, размышляет, грустит...

СТИХОТВОРЕНИЕ №40 «БРЕЗЕНТОВОЕ РЕТРО» тоже – победа над годами. Вообще среди туристов, как среди разведчиков, бывших не бывает.
А построен стих как туристическая походная, мне почему-то слышится мотив «Заправлены в планшеты космические карты».
Маячат перед нами
Вершины, перевалы…
Опять мы с рюкзаками
Приходим на вокзалы.
Что скажешь о туристической песне? Её надо петь у костра, потому что разбирать бесполезно. Кто был – сразу поймёт, кто не был – не проникнется.

Мы говорили о профессиях – а вот и самый большой профессионал, шлифующий свои умения веками: ВРЕМЯ. СТИХОТВОРЕНИЕ №58 «ЛОВЕЦ МОИХ ПОТЕРЬ». Сразу скажу – и стих профессиональный, чёткий, ясный,
И с каждым днем становится ясней
прошедших дней связующая нить:
вплетаемся в канву своих корней,
встречаемся - своих похоронить.
А время новое настоем старым лечит,
прощает нас,  заглядывая за...
и терпит, терпит игры  человечьи,
не глядя человечеству в глаза.
Мои личные симпатии почему-то частенько на стороне таких «всеобщих», философских, ни к кому конкретно не относящихся стихотворений, которые можно запомнить и цитировать на случаи жизни. Хороший, качественный философский стих. Драматургия ему не нужна – оно подводит итог, и «поздняк метаться».
А вот – менее профессиональные, но более непосредственные и конкретные стихи. СТИХОТВОРЕНИЕ №60 «ОСТАЛИСЬ В ФОТОГРАФИЙ СНЕ». Инверсия в заголовке не очень удачная – фотографии остались во сне, или им самим снится сон?
В Афганистане, и в Чечне, и в лязге автокатастрофы,
На старых фото, в горьком сне - Сошедшие вдруг, в эти строфы.
Палёной водкой выжёг век - из юных лет, из дружбы взглядов...

Две школы, сорок человек, со мной за парты севших рядом
Мальчишек - помню, не мужчин... Осталось их гораздо меньше
Сегодня, в белизне седин - среди судьбой измятых женщин.
Когда встречаемся теперь, едва ли треть успешной будет
Из тех, кто нашей школы дверь Открыл - в Судьбу, и вышел в люди.
«Выжёг» - не я написала, гласная Автора. Тут – никакой философии, одна сплошная жизнь. В принципе, конфликт очень древний: страх не досчитаться друзей при очередной встрече.
Не очень удачная компоновка в финале:

«Сквозь ленту лет, навеселе, послав свой взгляд - к годам нам милым» - тоже неудачная инверсия. Во-первых, из-за короткого «нам» ударение падает «не туда», «утяжеляя» последнюю часть после тире, во-вторых, затрудняет понимание фразы. По смыслу финал мне показался бы в духе пушкинского Лицея, если бы несколькими строками ранее не возник граненый стакан с водкой за помин ушедших. Как-то… в общем, Пушкин из бокала пил, что ли...
Но при всей кажущейся грубоватости – это очень искренние стихи. Реальные люди – мужчины и женщины, которые ещё недавно сидели за партами, а теперь вот выносят и экономические неурядицы, и войны, одну за другой, которые всё не заканчиваются. Уже класс редеет – а войны не заканчиваются, одна за одной…
В общем, искренне и жизненно, а отдельные фразы и подшлифовать можно, при желании.

СТИХОТВОРЕНИЕ №30 «НИ О ЧЁМ НЕ СОЖАЛЕЙ» - тоже чистая философия. Немного дидактично – как бы психологическая разгрузка-заклинание: «Ни о чем не сожалей… Отмахнись… Обернись… Не оборачивайся…». Вот это сбило чуть-чуть. Когда я лично доживу до этого возраста, я эти советы вряд ли буду слушать. Я проворчу, помахивая клюкой и протирая толстые очки: «А, советчики нашлися, жизни моей не знаити, пороху не нюхали, а тудажеть, саветовать мне!». Вот так примерно я скажу – и пойду читать Омара Хайяма. Но совет приведу – авось пригодится.
                Удивительное чтобы,
                без насилия и злобы,
                проникало в жизнь твою.
                Чтобы, стоя на краю
                самой жуткой чёрной бездны,
                что ведёт к небытию,
                не считал ты бесполезной,
                зря прошедшей, скучной, пресной,
                никому не интересной
                жизнь чудесную  свою.
Ну, вот такая нотка оптимизма…

СТИХОТВОРЕНИЕ №67 «НИЧЕГО НЕ ВЕРНУТЬ» привожу целиком. Мне кажется, так будет правильнее – без комментариев.
       Ничего не вернуть… а уже – и не надо,
       трудно прожитой жизни спокоен итог.
       Нежно радует глаз незатейливый ландыш,
       и налаженный быт, и собака у ног.

       Облетела листва скороспелых признаний,
       и рисует судьба – мой скупой пейзажист
       за оградой изысканных воспоминаний
       будто чью-то другую - цветистую жизнь.

       Многосуетность мира мечтой не тревожит
       неторопкость ума у последней межи,
       и звучание лиры точнее и строже,
       и чуть слышима песня усталой души.


Стихотворения, принявшие участие в обзоре конкурса "Возраст итогов"

1 http://www.stihi.ru/2009/12/17/1949
 8 http://www.stihi.ru/2014/02/17/4809
 10 http://www.stihi.ru/2012/08/20/299
 23 http://www.stihi.ru/2014/02/18/1526
 18 http://www.stihi.ru/2012/12/29/555
 41 http://www.stihi.ru/2012/06/15/5038
 43 http://www.stihi.ru/2014/02/23/2840
 51 http://www.stihi.ru/2014/04/23/7547
 46 http://www.stihi.ru/2012/12/26/6955
 12 http://www.stihi.ru/2014/01/04/8174
 27 http://www.stihi.ru/2014/04/13/8301
 15 http://www.stihi.ru/2010/12/21/7713
 2 http://www.stihi.ru/2013/05/02/550
 5 http://www.stihi.ru/2011/08/31/2648
 6 http://www.stihi.ru/2011/09/13/2268
 13 http://www.stihi.ru/2013/01/30/4004
 21 http://www.stihi.ru/2013/10/14/8308
 24 http://www.stihi.ru/2011/05/12/8290
 19 http://www.stihi.ru/2012/10/06/8006
 62 http://www.stihi.ru/2013/10/03/2966
 63 http://www.stihi.ru/2013/06/22/74
 68 http://www.stihi.ru/2013/08/31/7631
 48 http://www.stihi.ru/2010/01/28/2282
 69 http://www.stihi.ru/2014/02/22/7189
 3 http://www.stihi.ru/2012/08/13/3584
 4 http://www.stihi.ru/2012/06/27/8579
 9 http://www.stihi.ru/2008/04/28/2607
 28 http://www.stihi.ru/2012/10/23/8169
 55 http://www.stihi.ru/2013/11/05/1329
 11 http://www.stihi.ru/2014/04/24/10384
 40 http://www.stihi.ru/2014/04/17/3573
 58 http://www.stihi.ru/2013/12/29/1
 60 http://www.stihi.ru/2013/10/04/264
 30 http://www.stihi.ru/2014/04/08/7937
 67 http://www.stihi.ru/2010/04/16/5452

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша Натико.