Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"Герой чувствует, как дичает, превращается в зверя: по ночам он выходит из избушки и подвывает волкам; проснувшись от жажды, бежит пить из озера, забыв, что возле печки есть ковшик с водой. И в итоге не выдерживает — собирает нехитрые таежные гостинцы и едет в Город к малознакомой (но все же знакомой) девушке Олесе. Добираться сложно — со многими пересадками, ожиданием попуток, автобусов, поездов. Но, добравшись, встретившись и поговорив с Олесей, почувствовав городскую жизнь, герой убегает обратно. И снова по ночам выходит подвывать волкам". (Роман Сенчин "Рассыпная мозаика")


"Поехали, бать, в город. Я обратно в детский дом хочу". (с) Там в детском доме живут по понятиям. Хлеб делят ровно по куску на брата, по справедливости. Нет этих поганых подковёрных интриг, этого ужаса перед выговором в Личное Дело, этого детского пляшущего почерка Великого Писателя, который ни х...рена не пишет, а интригует, чтобы попасть в Энциклопедию.


Умывался ночью на дворе,-
Твердь сияла грубыми звездами.
Звездный луч — как соль на топоре,
Стынет бочка с полными краями.


На замок закрыты ворота,
И земля по совести сурова,-
Чище правды свежего холста
Вряд ли где отыщется основа.


Тает в бочке, словно соль, звезда,
И вода студеная чернее,
Чище смерть, соленее беда,
И земля правдивей и страшнее.


О.Э.Мандельштам


"В рассказе “Красная палатка в снегах Килиманджаро” Сергей едет в байдарочный поход с женой и целым отрядом приятелей, с некоторыми из которых вместе когда-то счастливо жил на Алтае. Но теперь все не так: люди стали другими, отношения между ними неискренние, они играют в таежников, их бородки, поношенные штормовки, палатки, суровое выражение лиц — нелепы". (Роман Сенчин "Рассыпная мозаика")


"“Один” — вообще ключевое слово в прозе тридцатилетних. Герой их произведений — один. Остальные находятся в стороне, они необходимы, но все-таки на дистанции от героя. Особенно от героя-повествователя". (Роман Сенчин "Рассыпная мозаика")


*
"У Евгения Гришковца богатая биография, бурная жизнь актера, драматурга и режиссера в одном лице". (Роман Сенчин "Рассыпная мозаика")


Точно: актёра. Устаёшь играть.


*
"Гришковец увидел типичнейшего человека нашего времени, уловил его язык, его интересы и проблемы, показал его тяжелую, проносящуюся в бешеном ритме, но по сути пустую и бессобытийную жизнь. И его тоску по чему-то настоящему — по любви, по подвигу, по дружбе". (Роман Сенчин "Рассыпная мозаика")


А тут - "Приглашение в путешествие" см. Гумилёва. Путешествие по состояниям психики.


*
"Первый же прочитанный рассказ Гришковца “Спокойствие” меня удивил. Он вроде бы совсем ни о чем. Вызывающе ни о чем. Главный герой, Дима, проводит летний отпуск в квартире. Отправил жену с детьми к морю, хотел заняться делами (какие-то у него коммерческие дела), но вместо этого лег на диван и стал смотреть телевизор, есть “вредные” бутерброды с колбасой. Даже приятелям звонить перестал. Сделал паузу в жизни". (Роман Сенчин "Рассыпная мозаика")


Удавиться можно случайно, бутерброды эти пожирая.


"Да, в рассказе ничего не происходит, нет сюжета, композиции, но именно этим он и ценен". (Роман Сенчин "Рассыпная мозаика")


"Да, в рассказе ничего не происходит, нет сюжета, композиции, но именно этим он и ценен. Нас приучили видеть героя в действии. Здесь же он — замер. И, оказывается, ему, жителю большого города, очень трудно пребывать в таком состоянии. Хорошо, полезно, но трудно, даже стыдно: вокруг ведь кипит жизнь, отпуск ничем особенным не озаряется, дни похожи один на другой. И потому Дима врет позвонившему вдруг приятелю: на вопрос, чем занимался во время отпуска, он отвечает: “Да-а-а-а. Дел было много. Обычная ерунда. А своих отправил к морю”". (Роман Сенчин "Рассыпная мозаика")


*
"Другой рассказ Гришковца своим названием не мог не вызвать подозрения и даже отторжения — “Погребение ангела”. Сколько этих ангелов становилось героями литературы! И чем слабее писатель, тем чаще он впихивает в свой текст ангелов. Но стоило прочесть первые же строки, и предубеждение пропало: нет, о чем-то стоящем вещь.
“Матч был не решающий и даже не очень важный, но как-то все собрались его посмотреть, и Андрей тоже пошел. А что? Была суббота, погода стояла плохая, холодные дожди зарядили с середины сентября, и на дачи уже никто особенно не рвался. А тут неподалеку открылось новое спортивное кафе-клуб с коротким названием “Аут””. Все нормально: герой, Андрей, хоть и не особенно любит футбол, неплохо проводит вечер с приятелями, выпивает пива (жена предупреждена, что он выпьет) и не спеша, в хорошем настроении возвращается домой. По пути решает купить “еще парочку бутылок пива, с тем чтобы выпить их с удовольствием дома”". (Роман Сенчин "Рассыпная мозаика")


Ага, в мечтах неплохая такая жизнь среди цивилизации. А на деле почему-то х...рень одна выходит. Может, я какая-то не такая.


"Оказывается, он не знает толком той местности, где прожил столько лет…" (Роман Сенчин "Рассыпная мозаика")


*
"Но внутренне герой Титова беден и словно бы пригвожден к ежедневному распорядку, он погряз в сладковатой рутине, почти задохнулся. Единственное, на что он способен, — рефлексировать, чувствовать неуютность, некомфортность, пустоту жизни". (Сенчин "Рассыпная мозаика")


*



Другие статьи в литературном дневнике: