Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"В самом деле, если человек может достигнуть экстаза - самадхи и даже высшей его степени - нирвикальпасамадхи, которое вы называете слиянием с океаном мировой души и божеством по ту сторону жизни и смерти, зачем ему идти дальше? А аналогичные самадхи ощущения вызываются и у непосвящённых в йогу людей пониженным содержанием в крови углекислого газа от усиленного дыхания в самогипнозе - так называемой гипокапнией. Это внутреннее состояние организма, а вовсе не сверхчувственная связь с внешним миром. Мы, западные учёные, можем вызвать мнимое погружение в бесконечность определёнными лекарствами. Таким образом, вся великолепная и долгая подготовка мыслительной машины, если конечной целью становится мнимое слияние с божеством, получает известную аналогию с блаженством вовсе не подготовленных людей в бодлеровских "Исканиях рая". Тогда эта подготовка не ведёт ни к каким откровениям и высотам познания. И немудрено, что за последнее время йоги и свами не смогли повести за собой многих людей, как не смогли открыть ничего такого, что превосходило бы возможности просто талантливых учёных, долго занимавшихся своим предметом". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Мне кажется, что движение ваше остановилось и равнодушие сменило некогда пытливый дух великих учёных и философов Индии, ещё в древности создавших материалистическую философию Чарвака, измеривших атмосферу Земли, открывших кровообращение за сотни лет до европейцев и даже предвосхитивших почти точные размеры атома водорода за две тысячи лет до нашей науки.


В раджа-йоге, королеве всех йог, одна из высших ступеней - пятая, если не ошибаюсь, называется титикша - это состояние полного равнодушия ко всему происходящему, к радости и страданию.


Вы называете это освобождением. С нашей точки зрения, это большое несчастье. В периоды больших невзгод человечества у людей разных народов появлялось состояние ацедии - убийственного равнодушия ко всему и к себе самим в том числе. Это выключение из жизненной борьбы обязано повреждению наследственных механизмов и дефектности психики, а вы наносите это повреждение себе намеренно. Не из страха ли страдания?" (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


-Может быть (я мало знакома с учением), это равнодушие можно испытывать не постоянно? Входить в состояние абсолютного равнодушия только тогда, когда тебе надо абсолютно безэмоционально разобрать проблему, которой ты занимаешься.


Вот "наденешь на себя чёрную корону", применишь к себе древние мистико-психические практики, и окажешься в состоянии абсолютного, ледяного равнодушия. А что делать? Кто-то должен был эту хрень на себя надеть. Она связана с механизмами мистико-психическими, по причине которых по всему миру шляется исламский терроризм.


-Я как-то шла по состояниям. Мистико-психическим. Мне кажется, я родилась с миссией по ним пройти. Мне кажется, нас таких родилось определённое количество - скажем, 100 человек - и всем от рождения была предложена эта практика. Своеобразное соревнование, "дойдёт ли кто-нибудь до конца?" Я сразу оказалась погружена в состояния, и шла по ним всё дальше, по сменяющимся... всё дальше жила... в общем, я всё пыталась выйти в какое-нибудь такое состояние психики, чтобы не так хреново было жить. А с логической теорией учения я не знакома. Я не знаю, откуда взялись состояния. Что это за состояния, я, может быть, смогу сформулировать логически, но пока не сформулировала.


Где остальные и кто они, я не знаю.


"-Так вы считаете путь йоги бесполезным? = строго спросил Витаркананда.


-Как можно так понять мои слова? - укоризненно покачал головой Гирин. - физические силы и психические возможности человека громадны. Умение владеть ими особенно необходимо в нашу эпоху, когда столкновение старого и нового грозит миру небывалыми бедами. Сами же вы называете наше время "железным веком" - Калиюгой, а современность - эпохой Агни - космического огня, предвидите распространение неизвестных болезней, призываете "подготовить врачей". Йогическая наука, хотя далеко не все мои западные коллеги отдают себе в этом отчёт, полярна европейской в методе познания. Мы привлекаем информацию из внешнего мира через описание и эксперимент, нащупывая законы Вселенной. Вы же стараетесь познать мир изнутри, из себя, считая, что человек, как микрокосм, вмещает в себя всю неисчерпаемость бытия и полноту познания. Самая важная часть всех наук о человеке - психология, борьба за его высокие и душевные качества, хотя и резко различны в Индии и на Западе, по существу, составляют диалектически две стороны единства. Наша психология зиждется на синтезе опыта данных. Индийский исследователь не рационализирует истину, он испытывает её в личном, субъективном опыте". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Противоположность наших путей в то же время диалектически едина в движении к раскрытию тайн природы и человека. На этой дороге мы неизбежно сойдёмся в необходимости двустороннего постижения, внутреннего и внешнего единства познания". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"И в то же время идеал йоги зиждется на личном "спасении", уходе и предоставлении всему остальному миру идти своим путём. Разве это цель?" (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Гирин сдержал себя, спохватившись, что слишком увлёкся, и закончил уже спокойно:


-Ваша йога, или психофизиологическое совершенствование, как скажет учёный Запада, представляется мне крепким свинчиванием сознательного с подсознательным в психике человека, железным стержнем, поддерживающим крепость души и тела, могучим зарядом энергии, делающим человека способным к высоким взлётам, тяжёлой борьбе, необоримой стойкости. Но для чего это всё, как не для отдачи людям, помощи им, борьбы за увеличение красоты и счастья на земле? Разве не говорил Будда как о величайшей заслуге о внесении хотя бы крупицы счастья для людей?" (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Человек, знающий из палеонтологии свою историю, тяжкое восхождение к мыслящему существу через миллиарды лет бессмысленного страдания живого, должен чувствовать огромную ответственность за свою судьбу. Какое право он имеет рисковать собой, говорить о самоуничтожении или отказе от жизни и смерти, как то делают йоги? Только для индивидуального вознесения? Какая же это мудрость, где тут вторая чаша весов, на которой все страдания живой плоти в её историческом пути от амёбы до человека? Чем так уж отлична по своему результату подобная философия от безумного бреда об очистительном огне адской бомбы, которая призвана уничтожить погрязшее в злобе человечество? Как случилось, что вы до сих пор стоите в стороне от вашего подлинного назначения?" (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*
"Профессор Витаркананда наклонил набок голову, как присматривающаяся к чему-то птица, и продолжал:


-Пока результатом вашего устройства жизни, более обеспеченного и куда более технически могущественного, не явилось большое счастье". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*
Вот, природа... Пейзажи:


"Профессор встал и подошёл к балюстраде, обрамлявшей открытую часть комнаты. Гирин впервые заметил, что они расположились на плоской крыше высокой части дома, поднимавшейся, как приземистая квадратная башня. Едва различимо чернела в ночном мраке густая растительность парка, сбегавшая с золма на прибрежную равнину. Редкие жёлтые огоньки земли не могли соперничать со скопищем звёзд, нависших над бесконечностью тёмного моря". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*
Взимно в Индии и на Западе:


"Красота и многообразие нашей Земли, её людей, природы, искусства, геройских подвигов остаются в подавляющем множестве случаев неизвестны среднему человеку, серому не душой, а своим поразительным невежеством, в узкой и монотонной жизни". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*
"Гирин умолк и стал рассматривать хитросплетения резьбы на мраморных брусьях. Прислушиваться к разговору было бесполезно, так как он ни слова не понимал". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Индийцы говорили негромко, по очереди, не перебивая и не возвышая голоса. Слуги внесли подносы, уставленные высокими бокалами с кисловатым холодным напитком вроде лимонада. Гирин с удовольствием осушил свой бокал. То один, то другой из присутствующих внимательно взглядывал на русского врача. Гирин соображал, удалось ли ему объяснить назревшую необходимость взаимопонимания между наследниками могучей мысли Индии и современной материалистической наукой. Пожалуй, его выступление не получилось, каким оно должно было бы быть. Отсутствие подготовки... главные мысли следовало бы написать заранее по-английски, да кто ж его знал!" (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*
"Размышления его были прерваны старцем Параматманандой. С помощью двух своих соседей он встал с сиденья и поклонился Гирину, сказав несколько фраз.


-Мои друзья благодарят русского учёного за умную речь, - перевёл профессор, - они услышали чёткое изложение позиций материалиста в отношении философской мысли и некоторых особенностей индийской умозрительной науки. Диаметральная противоположность взглядов не испугала их - мы давно познали диалектику жизни. Более того, эта противоположность даёт надежду на глубокое понимание и совместное исследоование некоторых вопросов - вам со своей стороны, нам - со своей". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")





Другие статьи в литературном дневнике: