Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"В чёрном-чёрном городе, на чёрной-чёрной улице, в чёрном-чёрном доме, в чёрной-чёрной квартире сидит чёрный-чёрный мужик и говорит:


-Никогда больше не буду сам заправлять картриджы!" (Владимир Кулемзин "Русская кочерга")


***
***
"Возле станций селились люди, и постепенно станции превращались в поселки. Иногда крупные, жителей по триста–пятьсот". (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"Со временем автомобили становились совершеннее, дорогу выравнивали, покрывали асфальтом, и нужда в таком количестве станций стала пропадать. Закрывали их, и уходили люди. На новых картах возле кружочков с названиями появлялась в скобочках пометка «(нежил.)». И вот теперь осталась одна жилая — поселок Арадан". (Роман Сенчин "Морская соль")


"Расположен он почти посреди тракта: до одного города без малого двести километров тайги и перевалов, и до другого – двести с лишним километров перевалов, тайги и холмистой степи". (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"Ирина Антоновна, учительница русского языка и литературы, медленно шла к школе по единственной улице Арадана. Это был тот же тракт, благодаря которому и возник поселок, но здесь, на этих двух километрах, он именовался — улица Шоссейная". (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"Сейчас, в девятом часу утра, на тракте пусто. Машины пойдут ближе к обеду — одни с юга, другие с севера. Из одного города в другой… Ребятишки после уроков встанут на обочине, наблюдая за пролетающими мимо их поселка грузовиками, легковушками, называя марки автомобилей, иногда, увидев незнакомую, споря, что это — «тойота» какая-нибудь новая или «ниссан»…" (Роман Сенчин "Морская соль")


Вот так и споришь, что это вдруг в первый раз в жизни за светский тебе встретился, интересующийся какими-то вроде связанными с твоими научными изысканиями темами.


*
"Да, население Арадана постепенно уменьшается. И через несколько десятилетий он наверняка исчезнет". (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"Река рядом, на задах поселка. Широкий, но бешеный, в пене, рвущийся по камням вперед Ус. Вечно над ним водяная дымка; даже в самые лютые морозы лед не может сковать его полностью, вода то и дело пробивает полыньи, вырывается на поверхность, создавая ледяные горы, напоминающие башни замка… Несмотря на запреты, пацанята тоже поколение за поколением убегают туда играть в войнушку, в рыцарей…" (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"Для школы в семидесятые годы, когда в Арадане жило под тысячу человек, выстроили двухэтажное здание. Но отапливать его оказалось дорого — дровами не натопишь, а уголь привозной,— да и классы стали маленькие, человек по пять-семь, и в начале девяностых школу перевели в одноэтажный длинный бревенчатый дом. Там уютней, теплей. А двухэтажка стоит до сих пор, правда, обобранная до предела — остался один кирпичный скелет. Применению ей, слишком роскошной, не нашли". (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"Ирина Антоновна прошла мимо закусочной «Перевал», навесов простенького рыночка. Под навесами никого — ближе к обеду займут здесь места торгующие целебными травами, грибами и ягодами, медом; если кто спросит, и запрещенные панты продадут, хариуса…" (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"«Перевал» же открыт круглосуточно: и ночью может подъехать проголодавшийся, а каждая копейка девочкам из «Перевала» важна". (Роман Сенчин "Морская соль")


"Закрыть грозится закусочную владелец, живущий далеко отсюда, в городе Абакане. Убыточно держать ее, на налоги больше тратится, чем выручки получает". (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"А потом словно отрезало ту прежнюю жизнь, прежних людей. Остался этот поселок со школой, «Перевалом», двумя сотнями людей… Даже когда болела, в район не ехала, лечилась сама, или фельдшер уколы ставила". (Роман Сенчин "Морская соль")


"Как-то надежно живут, хоть и небогато, зато со смыслом…" (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"А сегодня в школе особенный день. Не совсем по программе будет рассказывать ребятам, не то, что рассказывала в середине сентября все эти годы.
Еще в августе, перед началом учебного года, директор, Ольга Борисовна, сообщила ей:


— Нужно провести уроки о Крыме, о русских писателях, писавших о Крыме. Вы понимаете… О Пушкине, Лермонтове…


— Лермонтов, по-моему, там не был.


— Да? — Ольга Борисовна на мгновение вспыхнула. — Ну, других там… Там же многие бывали… Чехов?


— Чехов, Цветаева, — кивнула Ирина Антоновна, — Бунин.


— Отлично… Не впрямую желательно, а так… показать, что это часть России, источник вдохновения русских писателей. Понимаете?" (Роман Сенчин "Морская соль")


"— Только попросили: «Остров Крым» не надо упоминать. Вы не читали?


— Нет.


— Ну и хорошо…" (Роман Сенчин "Морская соль")


Я тоже не читала.


"Вошла в класс, привычно обвела глазами стены с портретами классиков, парты со стоящими на них стульями… Сняла плащ, повесила на крючок у двери, достала из сумки тетрадь с конспектами уроков, книги с закладками в нужных местах. Открыла одну. Закладкой было отмечено стихотворение Евдокии Ростопчиной о героях Севастополя во время Крымской войны". (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"Из уехавших возвращаются единицы, почти нечем здесь им заняться, негде приложить силы, зарабатывать…" (Роман Сенчин "Морская соль")


*
" — Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнем урок. — Выждала, когда они усядутся, объявила: — Сегодня у нас урок необычный. Отклонимся на время от учебника.


— Блин, а я всю «Повесть о разорении Рязани Батыем» прочитал, — пробурчал с досадой Дима Губин. — Зря, что ли…


— Ну, за два дня не забудешь, а в четверг с тебя и начнем разговор о «Повести…». Я твое желание запомню, Дима, даже пометку в журнале сделаю". (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"— Вы, конечно, знаете, что Крым вновь стал частью России. Когда-то, шестьдесят лет назад, он был включен в состав Украины, и в то время этому не придали значения: тогда и Россия, и Украина были частью одного государства — Советского Союза. Но потом произошел распад, и Крым стал заграницей. Но эта земля, этот полуостров с восемнадцатого века был частью именно России… — «Нет, надо про более раннее сказать». — Вообще, Русь и Крым были связаны с древнейших времен. Из уроков истории вы, наверное, знаете, но я напомню. В Крыму жил просветитель Кирилл, один из создателей кириллицы, прообраза нашего алфавита, здесь принял крещение князь Владимир. Часть Крыма входила в состав Тмутараканского княжества — самого южного русского княжества… На полуострове останавливался по пути из Индии тверской путешественник Афанасий Никитин… Крым стремились присоединить к России Иван Грозный, царевна Софья, Петр Первый. И это удалось только Екатерине Великой…" (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"Ирина Антоновна давно приучила себя не думать о постороннем на работе. И потому тот вопрос Дениса — бывала она в Крыму или нет, на несколько часов забылся. А теперь вернулся и заставил размышлять… Конечно, она правильно ему ответила, что учителю географии не обязательно побывать в Африке, а учителю биологии — увидеть своими глазами строение всех животных, чтобы о них рассказывать. Но все-таки… Все-таки…" (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"А что бы и не съездить в Крым? До краевого центра пятьсот километров с небольшим. А там наверняка есть прямой рейс… На неделю… Увидеть дом-музей Чехова, домик Грина, Паустовского, Ласточкино гнездо, картины Айвазовского… Вдохнуть тот воздух". (Роман Сенчин "Морская соль")


"Старинный по здешним меркам город, с двухсотлетней историей. Там театр, большой краеведческий музей, музей декабристов, единственная уцелевшая в округе церковь…" (Роман Сенчин "Морская соль)"


"На обратном пути в автобусе было тихо-тихо, и прямо ощущалась происходящая в каждом из маленьких людей духовная работа…" (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"Сняла носки, теплые колготки, уселась, медленно опустила ноги в горячую воду. Выдохнула со стоном… Нет, хорошо. Морская соль всегда помогает, разгоняет кровь, успокаивает суставы…" (Роман Сенчин "Морская соль")


*
"Ирина Антоновна нажала красную кнопку на пульте. Экран погас, звук исчез. Море, дома-музеи, Ласточкино гнездо снова оказались далекими, почти не существующими… Вода в тазу остыла, ногам стало зябко". (Роман Сенчин "Морская соль")


***
***
"Гирин с любопытством рассматривал причудливую архитектуру здания.


-Не думайте, что это мой дом, - сказал профессор - Один из моих учеников из рода южноиндийских раджей захотел почтить меня предоставлением мне приюта, не соответствующего ни моим заслугам, ни вкусам. Но пойдёмте выше, там ждут нас мои друзья. Должен предупредить вас, что они очень редко встречаются с европейцами. Это замкнутый круг, который открылся для вас после вашего доклада в Дели. Поэтому не осудите их за незнание европейских манер!" (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Они поднялись на балкон, затем прошли в большую комнату, наполовину открытую звёздному небу, слабо освещённую, застланную коврами. В ней сидели на широких диванах человек десять в белом, в таких же белых тюрбанах, какой был на Витаркананде". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Все, кроме одного, самого старого, поднялись, приветствуя вошедших молчаливым поклоном. Едва слышно шелестели под низким потолком раскидистые веера механических опахал". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Бесшумные слуги поставили перед Гириным столик с напитками и ящичек с несколькими сортами сигарет. Гирин отказался и попросил стакан простой воды. Немедленно столик исчез. Непроницаемые лица индийцев ничего не выразили". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Гирин физически ощущал на себе концентрированный взгляд собравшихся и старался сосредоточиться, понимая, что не из пустого любопытства захотели встретиться с ним эти серьёзные, молчаливые люди". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*
"-Мы все рады узнать, - заговорил наконец профессор Витаркананда, - что в Делийском конгрессе впервые участвует учёный-психофизиолог из той огромной дружественной и глубоко симпатичной нам страны, в которой до сих пор этой науке не уделялось внимания. Это немало озадачивало нас, ибо впервые за всю историю человечества ваша страна предприняла гигантский подвиг строительства нового мира. Но какой же может быть новый мир без новых людей и как воспитать этих новых людей без глубочайшего знания человеческой природы?" (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Тысячелетия лучшие умы Индии работали над познанием человека, его души и тела и достигли немалых успехов на этом труднейшем пути. К сожалению, Запад, не считая отдельных людей большой и широкой мысли, не придал значения философским открытиям Индии". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"И в то же время западные люди предаются детской вере в чудеса, якобы творимые нашими фокусниками, достигшими физического развития, равного самой первой ступени хатха-йоги, кажущегося европейцам сверхъестественным. Мнимые чудеса совершенно заслонили от них подлинные достижения человеческой мысли в индийской философии". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Не сомневаюсь, что суеверия, нагромоздившиеся вокруг пресловутых индийских факиров, сказки о йогах и туман тайны и мнимого всемогущества, каким полны для жаждущих чуда людей сочинения теософов, антропософов и им подобных, якобы призванных открыть Западу тайны индийской науки, - не сомневаюсь, что всё это помешало учёным Советской России всерьёз ознакомиться с вкладом Индии в общую сокровищницу человечества".


*
""Точность, помни о точности выражений, говоришь не на родном языке", - мысленно сказал он себе " (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*
"-Вам, индийцам, больше повезло, чем христианам-европейцам, - заключил свою речь Гирин. - Ваши мудрецы удалились для размышления в прохладные леса и особенно в чудесный мир Гималайских гор. Там, созерцая холодное сверкание чистейших снегов, вознесённые в небо ледяные высочайшие пики, в отрешённой от земных страстей стране голого камня и глубокого ясного неба, ваши мудрецы подвергали мир бесстрастному и глубокому анализу". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"Вот что позволило вам вскрыть двустороннюю сущность Вселенной, поставить человека на её престоле наравне с богом, создать самую холодную и, если можно так сказать, безбожную религию, которую лишь впоследствии для народа одели в маску обрядов и образов. Ибо, конечно, Адваита и Веданта в своём чистом виде слишком далеки от сердца рядового человека, а религия без сердца возможна, пожалуй, только в отшельничестве снеговых гор". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


-Но как же он всё-таки не говорит о том, как мощно в обрядах работают с Силой.


*
"Мозг, распалённый неистовым солнцем, усиливающим желания подавляемой плоти, породил всю безумную и человеконенавистническую концепцию злобного карающего Бога, ада, дьявольского начала в женщине , ужасных козней сатаны". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*
-Но почему бы каждому не развивать в себе психику и (это мимо меня прошло к сожалению) физиологию? В Индии, правда, ни хрена так не делают; но этот факт не снимает вопроса о том. почему же в Индии так не делают. Ну да, этому мешает не столько бедность, сколько привычка жить исходя из условных рефлексов. Эти условные рефлексы, эти бытовые привычки переплетаются в обществе, и вот уже в ответ на то, что муж орёт, жена тоже начинает безудержно орать, а их ребёнок с младенчества впитывает в свою психику их модель поведения, которая в будущем подчинит себе и его. Когда им всем совершенствоваться или хотя бы задуматься? - Но, если строить новое общество замечательное, почему бы не начать с того, чтобы разбить эту привычку?


"Индивидуальное совершенствование без общественного назначения, во-первых, неполно, во-вторых, бесцельно. Это всё равно что сделать могучую машину и запереть её в сарай. Цель - действие в обществе людей, а не уход от них!" (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


Как же так бесцельно? Каждый человек - это равная внешней Вселенной уникальная духовная вселенная. Цель самосовершенствования в нём самом. К тому же человек, чего-либо достигший на пути психической йоги, разбивает другим их злостную привычку жить не задумываясь. Так йог действует в обществе людей. Чем больше будет йогов, тем лучше, свободнее, полнее будет общество.


В начале постижения йог уходит из общества. И остаётся вне общества до тех пор, пока не уничтожит свои общественные условные рефлексы. Это как, скажем, судороги. человек начинает биться в судорогах и ничего не может с этим поделать. Жена не может не заорать в ответ на вопль мужа. Притом своим ором она вредит не только себе, но и мужу. Она своим воплем задействует теперь уже мужнин условный рефлекс, и муж начинает вопить в ответ. Так она всю жизнь и чередуются.


Кроме того, что в цивилизованном обществе конечно не должно быть парий - НАРАВНЕ с этим соображением существует концепция о том, что описанные муж и жена - такие задавленные непосильной тяжестью жизни (условными рефлексами) парии. Советская идеология не знаю, делала ли что-нибудь, чтобы освободить этих парий, сделать для них возможным человеческое существование. Это не меньшая и не менее горькая проблема, чем парии в социуме с их несправедливым положением, нечеловеческим трудом.


"Парии здесь, в Индии, родии - на Цейлоне часто красивее и умнее людей высших каст. Трудные условия их жизни сделали их такими, в то время как брахманы во многом отупели и закоснели". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*
"Вы боялись использования полученных знаний во вред людям, как это случается сейчас с нашей могущественной общественной наукой. Вы думали, что качества, необходимые для достижения высшего познания, присущи лишь ничтожному числу избранных". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


Они всем присущи, но, да, не всем физически, физиологически позволяет их задействовать общественное положение.


*
"вот и случилось, что открытия, сделанные лучшими умами Индии, оказались под спудом религиозных суеверий, никчёмной обрядности, иногда служили случайным жуликам". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


Глубоко прискорбное непонимание существа обряда.


"В трудные часы вашей родины, а их было у многострадальных индийцев немало, эти знания были уделом крошечной кучки людей и не помогли Индии". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


Эти знания должны были служить в Индии освобождению парий-от-условных-рефлексов. Непонятно, почему эти знания в той же Индии так мало распространены.


"Поймите, речь идёт о том, что психологические достижения йогов и свами ни прежде, ни теперь не увеличили сил вашего народа на его пути к лучшей жизни". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*
"-Свами Параматмананда хочет узнать причину, по которой мы, по мнению уважаемого гостя, не преуспели в открытиях материального мира, столь важного в глазах учёных Запада". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


"-Причина, мне кажется, в том, что вы отказались от древних традиций искания и борьбы, тех традиций, которые привели Индию к таким высоким достижениям науки и искусства в древние времена. Открытые в тысячелетних поисках силы души и тела вы направили на себя лично, на получение индивидуального блаженства и были за это наказаны самой природой, ибо дальнейшие исследования оборвались". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*



Другие статьи в литературном дневнике: