Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"Неожиданно взяв две взятки из четырёх заказанных, Серёжа озарился светлой улыбкой идиота, которому пообещали купить мороженое - и купили!" (Владимир Кулемзин "Русская кочерга")


***
***
"В редкие свободные часы Трофим начал писать свой первый роман. Писал урывками, медленно, без мысли, что его опубликуют. Но нужно было выразить на бумаге то, что пережил в последние годы. Студенческую жизнь, зарабатывание на кусок хлеба, любовь к Лёсе, рождение сына, войну, мир, который, по сути, мало отличается от войны…" (Роман Сенчин "Помощь")


Вот это я всё и выражала, создавая форму ради формы. Кому надо было, поняли.


"Закончил роман и показал одному знакомому писателю из Москвы". (Роман Сенчин "Помощь")


Я известна среди своих виртуальных знакомых.


"Номера с трофимовским романом заказывали по почте, рвали из рук, делали ксерокопии". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"…Заправился, прыгнул за руль. Дверцу захлопнул, погасли лампочки, стало темно. Лишь панель управления светилась зеленоватыми и красноватыми огоньками. Уютно и надежно как-то светилась". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Избушки с тесными огородами, каменные дома позапрошлого века в один-два этажа. Некоторые стены подперты бревнами, железяками". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"За ним, как и за большинством политических активистов, следили. Почти не прикрываясь. Перед акциями у подъезда стояла машина с парочкой амбалов внутри, в дороге неподалеку от Трофима находился сопровождающий… Выбор у службы безопасности был, видимо, небогатый, и постепенно Трофим стал знать своих сопровождающих в лицо". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Несколько лет назад организовывать митинги и акции прямого действия Трофим почти перестал, связь его с партией не то чтобы ослабла, а вышла на другой уровень — он стал чуть ли не олицетворением партии, затмив даже вождя, философа Серебренко (позывной — Отец), главным пропагандистом ее программы, но пропагандировал во время творческих встреч, при помощи прозы и статей, а не на митингах… Давно Трофим не участвовал в подпольных совещаниях, давно его не называли Снаряд, не видел в планах акций слов: «Вторую колонну ведет Снаряд…" (Роман Сенчин "Помощь")


"И вот из холодной темноты двора раздалось:


— Снаря-ад!


Трофим вздрогнул и замер". (Роман Сенчин "Помощь")


"Правда, тут же пришел в себя, но сперва глянул налево-направо, назад, отыскивая сопровождающих, следящих… Никого.


— Да? — сказал тихо. — Кто это?" (Роман Сенчин "Помощь")


"От ствола толстого тополя отделилась фигура, вышагнула на рассеянный свет из окон". (Роман Сенчин "Помощь")


"— Митюх! — сказал Трофим, и они обнялись. — Ты откуда, брат? Ты как?


— Да вот, — хехекнул тот, — нелегальствую". (Роман Сенчин "Помощь")


"— Погоди, а у тебя чисто? Ну, в смысле, — и Ясир издал звук, напоминающий радиоволны.


«Про прослушку», — догадался Трофим и пожал плечами:


— Кто его знает… Вроде не было в последнее время поводов считать, что слушают… Но много способов… у нас вон телефоны в карманах". (Роман Сенчин "Помощь")


"Больше сегодня звонить было некуда, звонков тоже не ожидалось, и Трофим отключил сотовый, вынул аккумулятор. Оглядел кухню, пытаясь угадать, где бы могли быть спрятаны жучки. И возникло старое, полузабытое чувство тайны, опасности…" (Роман Сенчин "Помощь")


*
"С год назад, когда сделали эту песню, крутил ее по десять раз на дню, а теперь не то чтобы приелась, а как-то не соответствовала душевному настрою". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"— Что пить будешь? Вино, водку? Коньяк есть…" (Роман Сенчин "Помощь")


"— Опа, и икра у тебя?!


— Ешь, набирайся сил. У меня заночуешь?" (Роман Сенчин "Помощь")


*
"— Недавно «Мартина Идена» прочитал, — прожевав и громко взглотнув, сказал Ясир. — Теперь под впечатлением. Мощная книга.


— Ну да, мощная, — согласился Трофим, соображая, к чему гость заговорил о «Мартине Идене».


— Вот пробивался человек, пробивался. Пробился, стал известным, богатым — и утопился". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Ясир наполнил рюмку, но пить не стал. Вздохнул:


— Не согласен я с твоей позицией. Пытаюсь и не могу… — И после этого забросил в рот водку, следом — очередную порцию пищи". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"— Да, ты много публикуешься, вообще очень много тебя стало.


— Что ж, извини.


— Я не в этом смысле… я не против вообще-то… Наоборот, горжусь, что наш человек таким стал… известным…" (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Трофим тычком выключил проигрыватель. Стало тихо… Встать сейчас и пойти спать — будет похоже на поражение… Сидел, зная, что не скоро уснет после такого разговора. А завтра рано утром — в путь. Почти девятьсот километров…


— Почему же не понимаю, — медленно заговорил Ясир. — Понимаю. Но я и другое понимаю… Слушай, у тебя есть песня Кинчева, где такое?.. — И он не напел, а продекламировал: — «Рубцы не заживают так долго, еще одно сердце горит в полный рост. Звезда интернационального долга в солнечный день украсит погост».


— Нет, нету. Кинчева давно не держу". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"— Снаряд, — тихо и как-то одновременно и проникновенно, и вроде с угрозой попросил Ясир, — ты не пиши таких постов больше в жэжэ. Не надо.


— Каких именно?


— Не агитируй русских ребят в ополченцы идти.


— Я и не агитирую. Все взрослые люди, сами понимают.


— Агитируешь. Хотя бы тем, что как они там вольно живут, какие они бравые, честные, лица светлые…


— Хм! — усмехнулся Трофим. — Интересно. Значит, об этом писать нельзя?" (Роман Сенчин "Помощь")


*
Вот, кто так же меня кормит, скажет:


"— М… митечка-а, — у Трофима затряслась челюсть. — Митя, ты ешь мой хлеб, пьешь мое вино и меня же кроешь. За это можно и по морде получить, в курсе?


— Я не крою. Я разобраться пытаюсь.


— Так не разбираются. Хочешь поссориться — ссорься. Сиди вот и ссорься. С плитой или вот со стиральной машинкой. Можешь даже тарелку разбить, разрешаю. У меня дела завтра важные, ссориться с тобой мне некогда. Спать можешь в первой комнате налево, там диван удобный". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Спустились на улицу. Было еще темно, по-зимнему морозно. Трофим завел дистанционкой мотор машины. Закурил… Курил он теперь очень редко — по две-три сигареты в день… Не глядя на Ясира, спросил:


— Куда теперь?


— Так… не знаю… Может, в Устюжну двину. Там одноклассник живет, один в большом доме. Прошлое лето у него провел… Хорошо в Устюжне, тихо…" (Роман Сенчин "Помощь")


"— Устюг, что ли?


— Устюжна… Городок такой, в Вологодской области.


— М-м, первый раз слышу…" (Роман Сенчин "Помощь")


*
"…Грузовики — «ЗИЛы-бычки» — были под парами, шоферы о чем-то беседовали и курили; тут же находился и Илюха — огромный парнище с густой черной бородой и детскими глазами. Позывной у него был — Добрыня.
Добрыня широко, обнажив белые зубы, заулыбался, увидев приближающуюся машину Трофима, и Трофим заулыбался в ответ.


— Здорово, товарищи! — Трофим пожал всем руки. — Что, выдвигаемся?


— Да надо бы, — сказал один из шоферов. — Скорей поедем — скорей доедем.


— Золотые слова… Илюх, ко мне сядешь?


Тот удивился:


— А ты на своей, что ли? Не жалко бить по дорогам?


— А что? Автомобиль должен служить… Давай, забирайся". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Принято считать, что в военной прозе обязательно должны быть описания боев. Выстрелы, взрывы. В действительности в очень многих произведениях, которые относятся к военной прозе, к прозе о Великой Отечественной войне, в частности, самой войны мало, бывает, не звучит на страницах рассказа, романа, повести ни одного выстрела, но тем не менее мы понимаем, видим, всем существом чувствуем: это о войне, это — война". (Роман Сенчин "Два возвращения")


*
"Рассказ «Возвращение» был опубликован в 1946 году в одном из самых популярных советских изданий — журнале «Новый мир». Опубликован, что называется, по горячим следам, тогда, когда раны войны были свежи и обильно кровоточили. Рано было говорить всю правду не только о той цене, какой была добыта победа, но и о трудности возращения солдат в мирную жизнь". (Роман Сенчин "Два возвращения")


*
"Настоящие, честные произведения редко когда и где бывают удобны и своевременны". (Роман Сенчин "Два возвращения")


*
"— Жнете, — сказал он, как иностранец, который знает несколько слов на армянском и теперь проверяет, верно ли помнит название их работы". (Грант Матевосян "Возвращение")


*



Другие статьи в литературном дневнике: