Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"И всё же будущее этого роббера было призрачным, как мечты гимназистки". (Владимир Кулемзин "Русская кочерга")


***
***
"Деревня делилась на старую и новую части. Сначала въезжаешь в старую, а дальше, за березовой рощей и речкой, — начинается новая". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Трофим любил это не очень живописное — равнина, прутник в лощинах, редкие чахлые перелески, малолюдье, — но надежное какое-то, укромное место. Даже несколько километров разбитого, заболоченного проселка, который словно бы защищал, не пускал к его дому всех подряд, были ему по душе. И когда кто-нибудь из гостей начинал ругать ямы и кочки, Трофим с улыбкой объяснял: «Норма-ально. Такие дороги не раз спасали Россию»". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"«Теперь этой деревни нет, — добавлял. — Трава по пояс. А до конца восьмидесятых школа была, мои родители в ней работали»". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Неподалеку от родной Воскресенки — километров сорок — Трофим и принялся строить родовое гнездо. Долго перед этим изучал карты области, много объездил мест и вот выбрал… Место укромное, но и от города недалеко — около двухсот километров. Часа два с половиной пути, если погода нормальная, — и здесь". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Сегодня асфальт был сухой, вечер ясный, домчали быстро. Вот и еле приметный отвороток вправо". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Впереди медленно приближалась лесополоса. За ней — старая часть деревни. Семнадцать обитаемых домишек и десяток брошенных, которые постепенно растаскивают на заплатки, на топку… Брошенных было больше, но от многих и фундамента не сохранилось…" (Роман Сенчин "Помощь")


"Летом и эти кривые, трухлявые избушечки выглядят не очень уныло и захудало — зелень спасает, небо, солнце, — а сейчас, в конце октября, за час до заката, страшно смотреть". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"И когда, после месяцев призывов в Интернете, в разнообразных СМИ поддержать тех, кто борется за Новороссию, Трофим в сентябре сказал ей, что ему нужно побывать там самому, самому увидеть, услышать, пожать руки сражающихся, Лёся просто сказала: «Да, ты прав. Поезжай»". (Роман Сенчин "Помощь")


"Завтра он отправляется туда снова. На этот раз поведет три грузовика с вещами и продуктами тем, кто встретит зиму в разрушенных, разоренных городах и селах". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Читая это, видя географию откликнувшихся, Трофим наконец по-настоящему, не умом, а душой, сердцем ощутил огромность и неистребимую крепость страны, увидел не группки людей, для которых окружающие — соперники, конкуренты, а общность. То, что называют народом". (Роман Сенчин "Помощь")


"И так хотелось, чтобы это ощущение не проходило, не изгадилось слюнями врагов и глупцов. Так хотелось, чтобы все ощутили то же, что и он, Трофим, старшие мужчины их рода". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Были сыновья. Три сына. Три растущих парня с фамилией Гущины. И дочка — пятилетняя русоволосая Дарья…" (Роман Сенчин "Помощь")


"Дети всё очень хорошо понимают. Лучше многих взрослых тёть и дядь…" (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Приостановился на пороге, оглядывая обстановку, привыкая к ней… Всегда так после отсутствия приостанавливался, будто исполнял какой-то обряд. Не хотелось здесь торопиться, суету вносить". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Эх, посмотрели бы они, как часто Трофим проводит за этим столом часов по пятнадцать, не поспевая набирать в ноутбуке льющийся откуда-то текст, как боится упустить, не успеть подхватить слово, которое через мгновение исчезнет, канет в черную бездну; как идет потом, шатаясь, на улицу, стараясь сморгнуть с глаз пульсирующий курсор, цепочки слов; как качается под ним пол, и какое облегчение он испытывает, когда чувствует свою победу. Победу над чем-то, что не давало создать рассказ, роман, повесть, которые колыхались в воздухе, как облако… Попробуйте поймать облако, собрать его, за-ключить в нужную форму. Попробуйте — легко ли это? Или тучу, сизую, вроде бы плотную, как камень, тучу… Получается?.. У него, Трофима Гущина, получалось. И хоть он не страдал манией величия, но самому себе мог признаться: мало у кого это получалось так же хорошо, так же виртуозно". (Роман Сенчин "Помощь")


"Кто-то ловил, но помещал в какую-то нелепую форму, кто-то находил восхитительную форму, но заключить в нее ничего не мог". (Роман Сенчин "Помощь")


Ты ничё не понял. Это борьба, идеология - среди окружающего проклятого ада создавать чудесные формы ради чудесных форм. Эти тексты помогают таким же борющимся. Как мне Набоков помогает.


"Еще в марте Трофим попросил агентов, чтобы отказывали приглашающим на встречи, книжные фестивали с середины июня до конца августа. «Хочу исчезнуть на время. Нужна пауза»". (Роман Сенчин "Помощь")


"Интернета в деревне не было, даже мобильники не ловили, поэтому связь с внешним миром можно было прервать очень легко. И не просто так — после полутора лет работы над огромным, сложным романом о советском прошлом хотелось написать сборник светлых и жизнеутверждающих рассказов о сегодняшнем… И сюжеты уже были найдены, и мелодии рассказов играли в голове. Сесть и записать…" (Роман Сенчин "Помощь")


В советском прошлом людей моей психологии уничтожали придурки. Всё было совсем плохо... Ну, может, не у всех, но у кого-то было плохо? У многих. Коммуналка, кошмар, неспособность влиться в общий идеологический настрой. Может, можно было помочь влиться, но тех, кто мог и хотел помогать, было в разы меньше, чем неспособных влиться. И вот и так-то ад кромешный, так ещё и Набокова достать невозможно, и невозможно опубликовать то, что пишешь сам.


Бытовуха... Бытовуха на условных рефлексах державшаяся. И по мозгам идеология, которая никак тебя не касается.


"Но тут обострилась ситуация на Украине, случилось присоединение Крыма, потом волнения в Одессе, Донецке, Луганске…" (Роман Сенчин "Помощь")


Ну вроде да...


-Ага, и некомфортно теперь осознавать себя таким же придурком. Теперь, видать, у Сенчина бытовуха, Набоков никак его не касается, а идеологии его любимой не стало.


"— Пап, можно? — заглянула дочка.


— Конечно, солнышко, проходи!


— Пап, — она сделала шажок, другой и остановилась, — а ты опять уезжаешь?


— Да, Дашунь, нужно уехать… Но я скоро вернусь. И мы с тобой так поиграем на славу.


— А куда ты едешь?


— Туда, где людям очень плохо сейчас. У них дома поломали, еды у них мало. Надо помочь им…" (Роман Сенчин "Помощь")


"Дарья помолчала и спросила:


— А мы все вместе поедем куда-нибудь?


— Иди сюда. — Трофим посадил ее на колени. — На зимние каникулы поедем. Далеко-о… У нас будет зима, снег, а там — лето. Море теплое…


— Я в Париж хочу, — тихо, будто стесняясь этого желания, сказала дочка.


— Мы ведь были весной". (Роман Сенчин "Помощь")



"Этой весной в Париже проходила очередная книжная выставка, и Трофим взял на нее всю семью. Погода была хорошая, времени свободного много: семейный отдых удался". (Роман Сенчин "Помощь")



"— А я еще хочу. На Эльфовую башню…


Трофим хотел поправить: «Не на Эльфовую, а Эйфелеву», — но не стал. Дочка уверена, что на башне живут эльфы. Не надо пока разбивать эту веру". (Роман Сенчин "Помощь")


"— Мы поднимались на нее, — напомнил Трофим.


— Я еще хочу. Я тогда эльфов не увидела…" (Роман Сенчин "Помощь")


Вот и я с идеологией не подружилась.


"— Понимаешь, эльфов редко увидеть можно. Многие всю жизнь хотят, и не получается у них…" (Роман Сенчин "Помощь")


*
"На Кубе Трофим побывал два года назад, тоже на книжной выставке. Девять дней прожил в гаванском отеле «Ривьера» на самом берегу Мексиканского залива… Чем больше времени проходило с тех дней, тем сильнее тянуло съездить еще, показать Гавану родным… Конечно, дороговато ехать вшестером, но — ничего. И детям, главное, память на всю жизнь останется. Совершенно другое все, другое, но такое симпатичное, близкое. Стоило сказать на улице: «Россия», — и ткнуть себя пальцем в грудь, и люди вокруг восхищенно вскрикивали: «Ру;ссия?! Ру;ссия!». Жали руку, улыбались, предлагали ром…" (Роман Сенчин "Помощь")


Короче, человек тоже борется, как может. Тоже Россия.


*
"Половина шестого. Скоро стемнеет совсем. Надо ехать.


— Пора мне. — Ссадил дочку с колен. — Ты не думай о разных… штуках. Маме помогай, ладно? За братьями присматривай — пацаны, они иногда выходят за рамки. Присмотришь, Дашунь?


— Да, — скупо, как взрослая опытная хозяйка, отозвалась она". (Роман Сенчин "Помощь")


*
-А есть такое естественное человеческое соображение, что если беда, надо друг другу помогать. Почему это на плакатах КРУПНЫМИ БУКВАМИ пишут? Сами, что ли, себе не верят, убеждают друг друга таким образом?


Каждый человек ответственен за всё, что происходит в мире. Его этому в детстве учат. Он всю жизнь эту свою ответственность отрабатывает.


"Трофим заслушался, утерял бдительность и ухнул в бурыгу… Был бы на «Жигулях», наверняка бы подвеску разбил. Но немецкий внедорожник выдержал, вырвался из западни…" (Роман Сенчин "Помощь")


Вот убеждали-убеждали КРУПНЫМИ БУКВАМИ, а как до дела дошло, посыпалась страна начиная с той партии. Остались некоторые внедорожники, вроде Сенчина.


"— На ближайшие выходные, — заговорило радио задумчивым мужским баритоном, — намечена акция протеста врачей. Ее проведение согласовано с властями Москвы, местом проведения определена Суворовская площадь". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Автоматически причалил к колонке с цифрой «95», вставил пистолет в горловину бака, отнес деньги оператору, а сам в это время думал о другом. Вспомнилось, как покупал этот, ставший уже почти родным внедорожник". (Роман Сенчин "Помощь")


"Около двух лет назад решил поменять машину — тогдашняя, прослужившая почти пять лет, отчетливо давала понять, что устала. Трофим продал ее, подсобрал еще деньжат и отправился на авторынок". (Роман Сенчин "Помощь")


"Поняв, что превращается в тупую скотину, что теряет все, чем питали его родители, учителя, поступил на очный истфил областного пединститута, который затем стал университетом". (Роман Сенчин "Помощь")


*
"Эта командировка, участие в войне оказались очень полезны, без них не было бы у Трофима Гущина настоящей биографии, не стал бы он таким, особенным, писателем. Без ложной скромности — особенным. Талантливых немало, а вот особенных…" (Роман Сенчин "Помощь")


Ну да... Мало внедорожников.


"А в городе среди прочего приходилось разгонять акции однопартийцев". (Роман Сенчин "Помощь")


"Когда Трофима спрашивали, как он умудряется публиковаться и там, и там, он отвечал: «Играть нужно на разных полях»". (Роман Сенчин "Помощь")


*



Другие статьи в литературном дневнике: