Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"-Эх, сейчас бы винца стаканчик! - мечтательно произнёс Полтавцев, и его слова вызвали ответное тёплое чувство у всех собравшихся за покерным столиком, кроме, разумеется, Володи.


-Да-да, мать моя партия, - подтвердил мечту Курманбаев. - Хотя бы кисленького!


-Дорогие сопокерники, а также примкнувшие к ним художники-передвижники и антенщики-джусы! - твёрдым сталинским голосом обратился ко всем покерный гуру. - До так называемого обеда, коий почившая советская власть установила в 13.00 каждого рабочего дня, осталось всего ничего. А, значит, яйчики-бабайчики…


-... что в обед надо бухнуть, а пока немножко подождать и помучиться! - завершил его мысль Афанасьич.


-Нет, Серёжа, я хотел сказать не об этом, а о том, что продолжающееся календарное лето на пару со своим подельником Солнцем продолжает терроризировать наши организмы своей ультрафиолетовой бомбардировкой". (Владимир Кулемзин "Русская кочерга")


""Точно, царица лесная!", оглядев по очереди всех потенциальных алкоголиков, подумал сторож. "То-то я замечаю, что у всех рожи какие-то фиолетовые! А это, оказывается, от солнышка"". (Владимир Кулемзин "Русская кочерга")


*
"Как знакомо всё до боли!
Как похож я на отца:
у меня от алкоголя
изменился цвет лица!" (Владимир Кулемзин "Русская кочерга")


*
"Он очень любил такие не относящиеся к покеру истории, так как сам не играл и учиться игре не хотел, но в коллективе покеристов прижился плотно, как веточка смородины на кусте гуми, или лоха многоцветкового - по прихоти генного инженера Мичурина". (Владимир кулемзин "Русская кочерга")


*
"-Тогда бы тебя, Серёжа, наверняка не поняли бы ни де Голль, ни Гагарин, ни сама королева Елизавета.


-А она что, тоже с ними тогда бухала? - уточнил бывший текстильщик.


-Нет, - уточнил Альбионыч, - она в то время сидела в своём Букингемском дворце и остро завидовала". (Владимир Кулемзин "Русская кочерга")


***
***
"Виктор Андреевич, директор галереи, бегло охарактеризовал творческие особенности каждого представленного художника (на это ушло минут десять), выделил некоторые произведения, посетовал, естественно, на недостаток финансов, чтобы приобрести в фонд галереи все заслуживающие того картины". (Роман Сенчин "Феофаныч")


"— Да чего тут уже говорить? Глядите!


Уставшая от речей публика благодарно захлопала и разбрелась по залу". (Роман Сенчин "Феофаныч")


*
"В небольшом, со статусом районного центра Минусинске были (а может, и до сих пор сохраняются) две удивительные традиции: побывать на новом спектакле в театре и иметь дома картины местных художников…" (Роман Сенчин "Феофаныч")


*
"С художниками жить было, кажется, очень сложно. Отцами семейств в традиционном смысле этого понятия они уж точно не являлись. Поэтому если и были у них жёны (далеко не у всех), то тоже художницы". (Роман Сенчин "Феофаныч")


"Жена Капелько — Эра Антоновна — тоже часто теряла терпение, стыдила молодых друзей мужа, которые тянут его выпить, торчат сутками в мастерской, везут в Минусинск без цели…" (Роман Сенчин "Феофаныч")


"Но когда кто-то из художников попадал в тяжёлое положение, именно она — Феофаныч как-то терялся — старалась помочь, по крайней мере — накормить…" (Роман Сенчин "Феофаныч")


*
"Капелько, Александра Ковригина, Александра Доможакова, живших в Абакане, никак нельзя назвать официальными художниками. Там были (да и есть) салонные, чьи гладенькие пейзажи с удовольствием выставляли на продажу рядом с бижутерией. Но в начале девяностых появилось новое поколение творческих ребят, которые оказались андеграундом". (Роман Сенчин "Феофаныч")


*
"Да и сам Владимир Феофанович постоянно балансировал меж статусом гения и сумасшедшего, которого некоторые почему-то считают гением…" (Роман Сенчин "Феофаныч")


*
"В центре романа "Доктор Живаго" — интеллигент, родственный Спекторскому, стоящий на трагич. распутье между личным миром и обществ. бытием, связанным с активным действием. В романе выражено глубокое разочарование в идее революции, неверие в возможность социальной перестройки общества". (Роман Сенчин "Из тайных книг")


Как бы логически ни перестраивать общество к лучшему, прежде этого или вместе с этим надо заниматься тем, как не помешаться. Помешавшиеся люди ничего никуда неспособны перестроить.


*
"За десяток лет до знакомства с текстами Селина, Генри Миллера я познакомился с краткой и такой аппетитной характеристикой их книг. Селин, например, «в 40-е гг. продолжал цинично глумиться над жизнью и собой», а «творчество» Миллера «исполнено противоречий. Он отвергает бурж. цивилизацию с позиций гедониста, эксцентрика, предельного индивидуалиста. Его "пацифистский анархизм" в сочетании с раблезиански острым чувством жизни часто ведет к крайнему натурализму, граничащему с порнографией, и этич. беспринципности»". (Роман Сенчин "Из тайных книг")


Молодец Селин. Жаль, не читала.


*
"Этот рассказ, явно отрывок из того почти мифического «большого романа о революции», заинтриговал меня, появилась надежда, что я прочитаю его целиком. Тем более что «тайные книги» как раз в тот момент начали становиться явными. Правда, приходили они не книгами, а в журналах". (Роман Сенчин "Из тайных книг")


Советские опять сделали неправильно. Конечно, когда дают людям новое знание, СНАЧАЛА, некоторое первое количество времени, держат людей "в тепличных условиях", оберегая их от баранов, которые начнут учить всё рушить вокруг с помощью этого нового знания. Но вот "тепличный период" кончается, и людей снова "выпускают в большой мир". А советские что устроили? 80 лет скрывали от народа ПОЛОВИНУ русского культурного наследия. Воспитывали людей однобоко. Удивительно ли, что всё посыпалось нахрен с выходом на прилавки "новых" книг?!


"Сегодня в своих репликах о литературе я нередко говорю, что во второй половине восьмидесятых, с возникновением «волны возвращенной литературы», тогдашнему литературному процессу, движению тогдашней литературы был нанесен серьезный удар, наверняка лишивший нас целого литературного периода, не позволивший развиться многим талантливым авторам". (Роман Сенчин "Тайные книги")


""Компенсаторная" стратегия времен перестройки была чревата дурными последствиями. То, что она невольно мешала сложившимся писателям идти вперед, — наименьшее из зол. Куда хуже, что она сказывалась на редакторском отношении к писателям, коих в России принято называть "молодыми"". (Андрей Немзер "Замечательное десятилетие")


"Но, с другой стороны, тот период был закономерен. Плотину должно было однажды прорвать, и ее прорвало". (Роман Сенчин "Из тайных книг")


*
"«Котлован» оставил ощущение ужаса: расчеловечивание человека там было показано, наверное, ярче, чем в любом другом произведении литературы советского периода". (Роман Сенчин "Из тайных книг")


"Тем более что расчеловечивание происходит во время попытки создать великое, грандиозное…" (Роман Сенчин "Из тайных книг")



"Советская литература начиналась не с абсолютного, а со смещенного, сдвинутого реализма. И герои этой литературы тоже были не совсем, не абсолютно реалистичны. Тоже словно бы слегка смещены…" (Роман Сенчин "Из тайных книг")


"Герои той литературы жестоки. Но эта жестокость оставляет большинство из них чистыми и наивными людьми, людьми, несущими в себе светлое…" (Роман Сенчин "Из тайных книг")


*
"Почему «Чевенгур» не опубликовали тогда? Наверное, Платонов с этим романом немного опоздал. Принеси он «Чевенгур» в редакцию году в 24-м — 25-м, скорей бы всего, напечатали. Но в 1927-м СССР как государство уже окрепло, и строилось, по сути, как традиционное государство. Поэзия революции становилась все менее нужной. Еще чуть позже она стала и вредна. Вредны стали и многие писатели, воспевавшие в свое время принцип: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…»" (Роман Сенчин "Из тайных книг")


Вот так рушили, рушили... - Я понимаю тех, кто рушил. Понимаю как анархистка. Помню, как стояла у окна часами с навязчивой мыслью садануть по этому окну кулаком. Это вот эти советские для меня такое построили? Или это враги вмешались в строительство? Какие враги? Советские стоят на том, что 80 лет они были властью. Если они были властью, враги должны были сидеть в тюрьме. А если враги не сидели в тюрьме, а распоряжались как хотели, советские не были властью.


Рушили, рушили... Потом чё-то строили. При царском зарождающемся капитализме уйма народу, этих рабочих, крестьян, жила в нечеловеческих условиях. При советской пропаганде однобокой такая же уйма народу необратимо посходила с ума. Это были не люди. Рабочие Вересаевские. Сумасшедшие при Советах. Были кошмарные рабочие, стали кошмарные сумасшедшие. Смысл всей бурной деятельности?


*
«Не бойтесь разрушения кремлей, дворцов, картин, книг. Беречь их для народа надо; но, потеряв их, народ не все потеряет. Дворец разрушаемый — не дворец. Кремль, стираемый с лица земли, — не кремль. Царь, сам свалившийся с престола, — не царь. Кремли у нас в сердце, цари — в голове. Вечные формы, нам открывшиеся, отнимаются только вместе с сердцем и с головой». (Ал.Блок "Интеллигенция и Революция")


Тоже люблю эту статью; и конкретно эту цитату.


*
"Честно говоря, я перечитываю Платонова нечасто (за исключением «Возвращения»). Платонов очень заразительный писатель. Прочитав две-три страницы его прозы, невольно начинаешь писать так же. А потом видишь, что написалось плохо, получилась неловкая пародия…" (Роман Сенчин "Из тайных книг")


Может быть, и у меня пародия на Набокова, Замятина. Но я так чувствовала.


*
"И почему Платонов ставил неправильные союзы вместо правильных". (Роман Сенчин "Из тайных книг")


Платонов пародировал советский канцелярский стиль.


*
"Масляковы до такого не дошли. Развелись спокойно… Ну, не спокойно, конечно, но без пыли до потолка, без позора.


А из-за чего развелись?


Наверно, начни их расспрашивать, и не ответили бы. Не знали сами. И в заявлении написали что-то дежурное, пустое, что было в висящем на стене в суде образце.


Стали друг другу чужими после сорока, вот и все. Раздражало, как ест муж или жена, как говорит, как ходит. Казалось, не так все делает, неправильно, некрасиво". (Роман Сенчин "Перед судами")


Всё... Всё кончилось. Больше ни у мужа, ни у жены нет духовных сил дальше драться за то хорошее, что было между ними.


Холодный день


Мы встретились с тобою в храме
И жили в радостном саду,
Но вот зловонными дворами
Пошли к проклятью и труду.


Мы миновали все ворота
И в каждом видели окне,
Как тяжело лежит работа
На каждой согнутой спине.


И вот пошли туда, где будем
Мы жить под низким потолком,
Где прокляли друг друга люди,
Убитые своим трудом.


Стараясь не запачкать платья,
Ты шла меж спящих на полу;
Но самый сон их был проклятье,
Вон там — в заплеванном углу…


Ты обернулась, заглянула
Доверчиво в мои глаза…
И на щеке моей блеснула,
Скатилась пьяная слеза.


Нет! Счастье — праздная забота,
Ведь молодость давно прошла.
Нам скоротает век работа,
Мне — молоток, тебе — игла.


Сиди, да шей, смотри в окошко,
Людей повсюду гонит труд,
А те, кому трудней немножко,
Те песни длинные поют.


Я близ тебя работать стану,
Авось, ты не припомнишь мне,
Что я увидел дно стакана,
Топя отчаянье в вине.


Ал.Блок


"И отчуждение это, что удивительно, произошло после настоящего объединения, когда друг другу стали необходимы, два года жили одним, переживали одно…" (Роман Сенчин "Перед судами")

"И у родителей словно разорвалось то, что их связывало, заставляло быть одним целым". (Роман Сенчин "Перед судами")


"В выходные по целым дням могли не разговаривать, спать стали в разных комнатах, и в конце концов Юрий перебрался во времянку, которая была теплой и надежной — сруб с двумя окошками, на фундаменте, печка кирпичная". (Роман Сенчин "Перед судами")


"Но вот не могли больше вместе жить, и разошлись". (Роман Сенчин "Перед судами")


"Масляковы вели себя мирно, даже вроде бы дружно (на огороде ковырялись поблизости, помогали друг другу), но все-таки — порознь. Отдельно". (Роман Сенчин "Перед судами")


*
"В девяностые Большаково совсем уж было зажило, как уединенный островок — на город и вообще на государство, которое разваливалось и гибло, не надеялись, кормились своим хозяйством, тайгой; на время забыли о плотине под боком — ее бросили достраивать, и казалось, что вот-вот река размоет бетон, сметет, утащит прочь". (Роман Сенчин "Перед судами")


*
"А еще через несколько дней в клубе состоялось собрание. Прибыли представительные мужчины и женщины — какое-то начальство, — стали рассказывать о том, что строительство гидроэлектростанции наконец-то вступило в завершающую фазу и пришло время прощаться с селом. Переезжать.


— И куда-а? — плачуще спросила старушка в первом ряду.


— А ради этого мы вас и собрали, — ответили из-за установленного на сцене стола. — Будем выслушивать ваши пожелания, решать то, что в наших силах. Сейчас Станислав Борисович ознакомит вас с порядком…" (Роман Сенчин "Перед судами")


"И крупный мужчина в сером костюме и синем блестящем галстуке, вроде бы самый главный из начальства, напоминающий какого-то тылового офицера (местные тут же прозвали его Военкомом), стал объяснять, то и дело заглядывая в бумаги:


— Переселение регламентировано законом Красноярского края, принятым в октябре-месяце прошлого года. Закон называется… «Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления БоГЭС»". (Роман Сенчин "Перед судами")


"— Никто вас не гонит. Мы заинтересованы в первую очередь, чтобы переселение прошло организованно, в цивилизованной форме". (Роман Сенчин "Перед судами")


"— Выбор, товарищи, хоть и велик, но ограничен нашим краем и Хакасией, — сказала похожая на губернаторшу.


— А при чем здесь Хакасия?


— Наши соседи готовы предоставить жилье в своих населенных пунктах. К тому же они наши партнеры". (Роман Сенчин "Перед судами")


*
"В тот раз заявления подали всего несколько человек — в основном одинокие. Выбрали места, где у них была родня или знакомые". (Роман Сенчин "Перед судами")


*
"Начальство не торопило, тем более у него самого возникла путаница в списках. У краевого был один, у районного — другой, а здесь сельсовет предоставил третий". (Роман Сенчин "Перед судами")


*
"Племянники сидели рядком притихшие, натутуршившись; они напоминали вынутых из норы полумесячных волчат…" (Роман Сенчин "Перед судами")


*
"Приехал Андрей, сын Масляковых.


— Ну чего тут у вас? — спросил не то чтобы с пренебрежением, но так, как спрашивает богатырь у бьющихся над плевым, с его точки зрения, делом лилипутов". (Роман Сенчин "Перед судами")


"Юрия этот его тон задел и в то же время обнадежил. Может, действительно сейчас Андрей возьмет и раскидает, словно кучу гнилушек, проблемы". (Роман Сенчин "Перед судами")


*
"Собирали вещи в коробки и мешки, сносили, свозили на берег, а с него — на подходящий, чаще всего уже забитый вещами переселенцев с верховья реки паром. Что-то ломалось, билось, что-то мочило дождем; люди ругались, проклинали все подряд, но тащили это уже ненужное, поломанное барахло на палубу, пихали в свободные щели, ставили коробку на мешок, ящик на коробку…" (Роман Сенчин "Перед судами")


*
"Большаково — село некрупное. И, казалось бы, расселить его можно за неделю. Да когда-то за сутки целые народы грузили на транспорт и отправляли за тысячи километров. Было такое. Но теперь другое время, все делалось вроде бы по закону, с соблюдением прав, и процесс шел медленно, кое-как". (Роман Сенчин "Перед судами")


*
"Погибали маленькие деревни дальше от города, даже те, что не попадали в зону затопления. Но когда стал пустеть бывший райцентр и старинные села вдоль реки, захирели и выросшие из зимовий, заимок, балков деревеньки. Фролово, Пуня, Бераямба, Боровое, Армаль…" (Роман Сенчин "Перед судами")


*
"Обезлюдевали деревеньки — эти несколько избушек, — и сырая темная тайга сразу наваливалась на отвоеванные у нее когда-то деляны; дикие травы засыпали огороды, дворы, улицы семенами, сосны и ели швыряли расщеперенные шишки; на срубах поселялся мох, расползался по плахам крыш лишайник". (Роман Сенчин "Перед судами")


"Природа забирала обратно свою территорию". (Роман Сенчин "Перед судами")


*
" — Пошли, дам картофана, и капуста соленая есть. Огурцы. — Злость у Витальки сменилась сочувствием к этим ребятам, ставшим будто беженцами какими-то. — Нет, серьезно! Что мы, чужие, что ли? И посуда лишняя найдется…


Димка снова посмотрел на Марину. Та сказала:


— Только не пей!


— Да ясно… Я же сказал.


— Виталька, без пития. Ладно?


— Угу. Мне уже и расхотелось. Пошли, Дим, пока не ночь совсем". (Роман Сенчин "Перед судами")


*
"Зима была смутная, тревожная. Чуть ли не каждый день что-нибудь или случалось, или пролетал слух, что вот-вот случится. Конечно, плохое". (Роман Сенчин "Перед судами")


***
***
"Низкие тучи наползали с юго-запада, и озябшие купальщики не смогли погреться на солнце. Гирин нашёл затишное место под обрывом, собрал кое-какие сучки и разложил маленький костёр". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*
"-Я скоро уеду в Индию.


-Да, вы как-то упоминали об этом. Честно говоря, завидую. Когда-нибудь и я попаду в эту замечательную страну. Я ведь переписываюсь с индийскими преподавательницами гимнастики. Они считают, что в нашей школе художественной гимнастики много танцевальных элементов. Она очень подходит для Индии". (Иван Ефремов "Лезвие бритвы")


*




Другие статьи в литературном дневнике: