Взгляд из-за кулис конкурса С корабля на бал

Клуб Слава Фонда
ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА КУЛИС КОНКУРСА
"С КОРАБЛЯ НА БАЛ"
АВТОРА НАТИКО

Как Чацкого с Онегиным, на бал
Клуб «Слава Фонда» вновь меня позвал.
Спасибо, что зовете, даже ждете,
Пока корабль мой увяз в болоте.
Неожиданное начало для критического обзора, правда?  Но надо же как-то неожиданно начать обзор стихотворений конкурса, тема которого – внезапность, происшествие, сюрприз, «с корабля на бал». То, чего не ожидают…

Напомним анонс: 
«Принимаются стихотворения о резкой смене обстановки, о неожиданном  переходе из одной ситуации в другую, о необычном случае, происшедшем с нами и нашими знакомыми, о любой неожиданности, подстерегающей нас на жизненном пути, в которую мы можем попасть».

Итак, тема конкурса – неожиданность. Простор для драматургов, трагедия для неспешных философов и лириков, подлинный разгул для комиков. Впрочем, посмотрим… Условно разделив все стихи конкурса на блоки – «философский», «драматический» («трагикомический») и «юмористический», подумаем, какие повороты событий ждали нас на этом конкурсе.
Поскольку делу – время, а потехе – час, начнем с «задумчивых» стихов.

«ВНЕЗАПНО Я ПОНЯЛ…»

СТИХОТВОРЕНИЕ №12 «ТОТСВЕТНОЕ» - религиозная тема для просвещенных атеистов. Хотелось бы процитировать его целиком, почти без ремарок, кроме одной. Последнюю черту в стихотворении подводит последняя строка, она же смыкается с последней строкой первого пятистишия, и получается завершенное произведение на вечную тему с ВНЕЗАПНЫМ финалом.
Когда судьба подводит свой итог
в конечной точке пройденного курса,
когда, под ритм слабеющего пульса,
земное ускользает из-под ног,
приходит Бог.

Ты раньше жил то каясь, то греша,
как, впрочем, и живут на свете люди,
и вот ты умер... что там  дальше будет,
коль срок пришёл тебе в земле лежать -
Ему решать.

А тут и ты с подсчётом всех грехов и добрых дел в процентном отношеньи,
с заявкой на нектар, на воскрешенье, на койку на одном из облаков (невысоко!),
с десяткой просьб за близких и родных, с претензией по поводу доставки,
с полученной в чистилище медсправкой и визами Архангела страны и Сатаны,
с заверенной путёвкой на тот свет, уже по моде тамошней одетый
стоишь и скромно ждёшь Его ответа...

Хотя тебе внушали много лет,
что Бога нет.

СТИХОТВОРЕНИЕ №5 «ОДИН ВЗГЛЯД». С точки зрения структуры стихотворения – видна небрежность, не хватает запятых, есть неточные рифмы, ударения «как придется»... И сам стих сперва мне показался скучным: простенький жалобный монолог курортника, которому и шашни вокруг, и «теплый южный вечер» давно уже опостылели. Но вот наступает последнее четверостишие:
И сердце не готово к бунту...
Глаза сверкнули, как вода,
Я оглянулся на секунду
И загляделся навсегда...
Очень лирический, мощный аккорд в финале, и весь стих становится сюрпризом: скучный монолог две строки превращают в тонкую лирику. Нет, это, безусловно, не «Незнакомка» Блока, но и не банальные стихи о неожиданной встрече. Неожиданная встреча – вот она, произошла, на глазах у читателя. Грубость и резкость предыдущего описания – про «курортный раж», когда женщины стараются «выгодно себя подать», а мужчины – зазвать их куда положено – исчезает. Остаются только штрихи, и финал вполне понятен, но, действительно и безусловно, неожиданен.

СТИХОТВОРЕНИЕ №25 «В НЕБЕ ЛЕТИТ ЖУРАВУШКА». Скорее заявка на народность, чем народное – особо «древних» слов тут нет. Но рифмовка, напевность, «ивушка», «Павушка» - фольклор. Вот такая фольклорная песнь-причитание молодого парня, который полюбил «невесту братнину». Батя хмурится, сам мучается, вот-вот – и брат, и его невеста заподозрят… Хотя девушки догадливые, всегда видят, нравятся они или нет. Собственно, решается все относительно мирно:
«Счастья вам с братом, Павушка… Пострига мне… несмелому…»
Эффект неожиданности этого стихотворения – как ни странно, ЗА границами его сюжета. Можно сказать, ВНЕ его – в том, что стоит за последним словом. Решение стать монахом – не побег от действительности, не тоска по любимой. А осознание, что, будь парень посмелее – и вместо песни-причитания была бы какая-нибудь кровавая драма. И то, что он это осознает – становится открытием для него самого в первую очередь. Может, он уедет в глушь проповедовать в отдаленной церкви, может – сделает церковную «карьеру», станет когда-нибудь настоятелем. Но только Богу на исповеди признается, что этой «несмелости» и не сможет себе простить. 

А вот еще из лирической линии: СТИХОТВОРЕНИЕ №9 «СОНАТНОЕ АЛЛЕГРО. ИЗ СБОРНИКА ОПЫТЫ». Ожидание свидания, оборванный внезапно разговор… Поиски ответа на вечный вопрос «ЗА ЧТО». Ну и развязка наступает быстро:
 К чему теперь цветы, накрытый стол?
 Звоню, и снова в трубке: «Не звони мне!» –
 И тут же прозвенел в любовном гимне
 Звонок за дверью: «Я уже пришёл!»
Хорошо это стихотворение своей краткостью. И эффект неожиданности, и «незатянутость» ситуации. Ситуация, в принципе, узнаваемая: лично мне нравится читать стихи и соглашаться, да, так и есть, автор правильно подметил все эмоции, когда не успела обидеться – а обижаться уже и не на что. Сколько раз мы звонили по делам или знакомым, разговор обрывался, а тут человек выходит из-за угла или из-за двери? Метко, кратко, приятно читаемо.

СТИХОТВОРЕНИЕ №24 «ИЗ АДА ВЫЙДУ ТИХО. ПО-АНГЛИЙСКИ». Тоже стихотворение-переживание. Но только лирическая героиня усматривает в постоянных разлуках с героем провокацию: «Не надо проверять меня на верность. Ума избыток – путь кратчайший к горю». Обычная трагедию женского долготерпения и мужской небрежности. И решение – ожидаемо, только неожиданно-спокойно. 
Не надо проверять меня на верность.
 «Не жди», – под утро я черкну в записке.
 И нарушая лжи закономерность,
 из ада выйду тихо… По-английски…
В целом – стихотворение «лирики чувств» и «женского характера», безусловно, удалось.

СТИХОТВОРЕНИЕ №6 «КЛЮЧ ОТ ДВЕРИ». Очень мастерское, очень профессиональное, богатые образы, скольжение фраз при неподвижности сюжета. Неожиданными для меня являются образы: «поворот ключа – нет, не аксель, и не тулуп, лишь телогрейка». «Ступеньки расчленяя на до и после вечеринки» - тут уже элементы «достоевщины». Есть и другие – неожиданные – образы, но сам сюжет – статичен. И финал предсказуем. Открыл дверь – а за ней ничего. Не то чтобы было неожиданно… Но мастерское, виртуозное накручивание образов один на другой хочется отметить. А сюрприз – как правило, в открывании двери…
......Печальней повести не сыщешь. Ключ заржавел. Дверь не сдержалась и растворилась – только мыши. И пустота. И бьёт на жалость безвременье круговорота ключей в замках, дверей на петлях. Подъезд, стена в цветах болота. Лишь ночь скрипит по воле ветра...

СТИХОТВОРЕНИЕ №20 «МАЛЕНЬКАЯ ИТАЛИЯ» тоже написано форматом А4, как будто, если Авторы расположат строки традиционно – они от этого что-то потеряют))) Шучу, конечно, мне лично интересно читать ритм в сплошном тексте. Кстати, если в предыдущем стихотворении он не провисает, а стремительно бежит вперед, то в «Маленькой Италии» он построен на паузах: такое чувство, что здесь смешались несколько размеров. Я не сразу улавливала. Хороший летний стих, пронизанный солнцем, о бездомном, но талантливом юноше, и влюбленной девушке. Собственно, ни начала, ни неожиданного финала тут нет, но зато есть люди, которые могут резко, внезапно бросить и «бал», и «корабль» и уйти за ярким солнцем своей маленькой Италии…
«маленькая Италия – легкость  девичьих ног… булочка, кофе в баре – лик волевой  мадонны… маленькая Италия – он без тебя не мог:  парень в потертых джинсах …в странах других – бездомный … он не забыл заката, в розовых крыльях птиц… где-то  на грани неба все подчинялось цвету: воздух, пронизанный ими, и у его границ - маленькая Италия… он  вспоминал об этом…»
СТИХОТВОРЕНИЕ №21 «Я УЕЗЖАЮ» - еще больше изобилует экзотичными образами. На этот раз – испанскими. И неожиданное решение уехать в Испанию тоже не является неожиданностью. Кое-где сбои рифмовки, но в целом стих очень напоминает стук кастаньет и то резкость, то плавность испанских танцев. Ритм Автор поймал очень хорошо. С неожиданностью несколько хуже… Читаешь стих – и понимаешь, что это не неожиданность – а закономерность: ну ну как не бросить все и не уехать в такую Испанию, как она показана здесь? Вот только в России хто ж останется… 

СТИХОТВОРЕНИЕ №33 «ОН ШЕЛ В НОЧИ…» - во-первых, сразу следует отметить не просто тщательную, а мастерскую работу с рифмой, отточенный ритм, выверенный размер. В точки зрения образов и профессионализма – хорошо.
Он шёл в ночи, черней, чем дым
Над прахом деревень,
И тьма лежала перед ним,
Как собственная тень.
Но самое главное – ЗАГАДКА! Эффект неожиданности этого стихотворения для меня так и остался неразгаданным. Что это – путник ли стучится в дома, а ему не открывают? Призрак ли пугает мирных жителей? Или живой человек забрел в призрачное, мертвое село, которое ожило за его спиной? Гоголевский такой стих, вечера на хуторе:
Холодным ветром пальцы жгло,
Но и в домах других
Они не слышали его,
И он не слышал их...

(…)
...Он уходил на шум реки,
Как будто в мир иной,
И зажигались огоньки
В окошках за спиной.
Что произошло? Я как читатель этого не знаю. Казалось бы, незамысловато: шел – стучал – не открыли. Но такой сладкой, повторюсь, гоголевской жутью веет от всего стихотворения… Хотя ничего особо жуткого в нем нет, привычных нам образов «жуткого», во всяком случае. А что-то из стиля «ужастиков» есть…  А непонятное – всегда привлекает. 

СТИХОТВОРЕНИЕ №34 «В ЧУЖОМ ДВОРЦЕ» - похоже на легенду в духе писателей-фантастов, которые любят населять свои миры могущественными магами, волшебниками и спецэффектами. Вспоминается такой персонаж из фантастического романа – Ганелон, которого поменяли местами с более чутким и добрым летчиком из нашего мира. И вот в определенный момент память обоих «близнецов» смешалась, и Ганелон попал обратно в свой мир, возобновив борьбу за власть. Так вот там был персонаж – хрупкая женщина, или девушка, или подросток – никто не видел ее лица, потому что знали, что ее взгляд смертелен.
Тут – тот же примерно сюжет. В конце герой добирается до женщины только для того, чтобы взглянуть в последний раз в ее «горгоновские очи». Описание – очень ритмично, сюжетно, романов фэнтези в стихах я еще не видела, кстати. А ведь сюжет можно раскрутить. Фэнтези-роман в стихах – почему нет? Взрослым людям нравятся современные сказки. А тут характер героя и не успел прорисоваться – он взглянул в глаза раньше, чем закончилось стихотворение…
СТИХОТВОРЕНИЕ №36 «СТРАННАЯ ПОЕЗДКА» - повод я узнала. Это из конкурса «Поэтический альбом», нужно было придумать стихотворение по картинке. Автор разворачивает повествование, спасает объятых сном и хворями бабушек, и в конце главного героя, задремавшего в трамвае, трясет за плечо кондуктор: мол, не спи, а то проспишь остановку. Сюжет востребован. Заснул человек, приснилось ему, как он блуждает по городу, ищет «старый дом, похожий на замок», расколдовывает бабушек… В общем, пока спишь в трамвае или на уроке – успеваешь мир спасти, а если повезет – то и несколько. По правилам игры Автора, старушкам надо напиться воды из стакана, который после пробуждения остается у героя. Сон или правда?
Вообще весь стих – «стихиризованная сказка», продуманный и развернутый сюжет. Кое-где рифма притянута, как бы искусственная конструкция, утяжеляющая повествование: «ряской – тряском» - слово «ряской» явно для рифмы, ну да ладно…
«Одетый не богато – даже просто, светловолос – ничем не выделялся» - вряд ли бы в трамвае стал ездить человек, одетый богато... Точно бы выделился) 

«Пред ним возник внезапно домик ветхий, который походил на замок старый» - если не видеть картинку, ни за что не вообразишь себе «домик ветхий», который походил на «замок старый». Может быть заброшенный замок, может быть большой и красивый домик, но «домик-замок» я не могу вообразить, надо видеть картинку. Я её видела.
Собственно, это, конечно, недостаток, но в целом – интересная сказочная история на границе сна и яви, которую так любят романисты, с будничным пробуждением главного героя в финале. Упущен только момент, а где продаются волшебные стаканы, потому что, по условиям освобождения бабок, герой этот стакан должен был где-то купить. Но, как во сне, надо что-то сделать – на тебе и стакан. Вот эта сюжетная конструкция тоже меня смутила, но сюжет должен был прийти к счастливой развязке, почему бы и не таким образом?

СТИХОТВОРЕНИЕ №38 «В КАЗАНИ СТОЛЬКО НЕ ЖИВУТ» - вот где начался жесткач… Будничным тоном герой стихотворения рассказывает криминальную хронику – обычную будничную жизнь своих приятелей:
Бомжи синюшные снуют,
На улице колдует осень.
Вчера мне было 28,
В Казани столько не живут.

Забили Радика в подъезде,
Лежит среди багровых роз.
Богдана стукнул передоз,
Все встретимся в условном месте.
Загрызла Алика саркома,
Всё слышу этот тяжкий стон
И крик отца в день похорон.
Зачем такое мне знакомо?
В общем, пошли «свинцовые подробности жизни». В чем же эффект неожиданности? В том, что «увязший» и 8 раз завязывавший наркоман, обокравший свою маму, все-таки решил взбунтоваться против тех, кто держал его на коротком поводке, на «дозе». Он пришел на встречу – предполагается, что с поставщиком – с пистолетом. Есть какие-то проблески в этом сумеречном сознании, которое понимает, что человек обречен:
Я помню, как она в слезах
В приволжском РУВД дрожала. (…)
Мне будет целой жизни мало,
Чтоб все успеть вернуть назад.
Вот чем закончилось дело – не в строках, а между строк, и я не прочитала. Не совсем поняла, что это такое «Из экспансивных пуль букет» - первый раз читаю об «экспансивных пулях». Вот он ждет в подземном переходе, потом уже «лежит в подземном переходе». И тут «доктор входит в кабинет». Что произошло – только догадываться. Но показ изнутри психологии человека, который знает, что он обречен, а остальные обреченные – уже не среди живых, и готов на отчаянные шаги, чтобы спастись – да, это ход. Будничный драматизм… Финал афористичен, но тоже оставляет простор для «черной» трактовки:
А самый лучший пациент,
Который больше не приходит…
СТИХОТВОРЕНИЕ №40 «НАХОДКА» - тоже «свиноцовые подробности жизни». Ему спокойная повествовательность только вредит. Сюжеты бомжей, наркоманов, которые вошли в нашу жизнь и, следовательно, в стихи – наверное, будут позором нашего времени. Когда-нибудь, и только для тех, кто все-таки доживет до светлого будущего. Для нас же это – будни, и «бомж» - почти что профессия, характеристика личности.
Так вот бомж находит на помойке выброшенного младенца, приносит его в больницу, ребенка успевают спасти, а человек, который его принес, умирает тут же, в коридоре больничного заведения. Ну, умирать в коридоре больничного заведения люди у нас уже даже привыкли, Айболитов мало… Санитары, увозящие тело, даже не понимают значение его поступка:
Санитары минутою позже
На каталке везли тело в морг,
Рассуждая: «Зазря жизнь он прожил.
Ну, какой от него людям толк».
Уже по этой цитате видно, что над стилем «есть куда работать». Картинка смазана. А картинка сильная! Неожиданно то, что человек, в котором веса осталось – «разве что душа», в чем она держится, нашел и спас маленького ребенка. Принес туда, где малышу еще могли помочь. И пошел обратно – в свою холодную ночь, на свою помойку. Для взрослых людей программ реабилитации и «домов малютки» - хоть какого-то шанса выжить – не предусмотрено. А никто этого не понял: что человек и в невыносимых условиях остался ЧЕЛОВЕЧНЫМ. Сюжет хорош – над слогом бы поработать…

СТИХОТВОРЕНИЕ №58 «ФРЕСКА» - честно скажу, меня пробрало… Вообще я читала мнения к предыдущему обзору, в частности, что я много внимания уделяю идее стихотворения, а мало – фактическому разбору ритмов, рифм, размеров… На самом деле я стараюсь уделить внимание всему, но зачем отдельно останавливаться на форме там, где она не вызывает вопросов, и ловить «блох» в великолепной гриве льва? Стихотворение «Фреска» в этом плане – очень точная и точёная работа. Живая. Образная. Слова – незатёртые, неизбитые, они создают реальную картинку деревенской церкви.
В захудалой глуши, где засовы оделись ржою,
Но в заутреню горло дерёт полусонный кочет,
Сквозь апостольский лик проступило лицо чужое.
Корчит рожи в углу и мирских мужиков морочит.
Лишних слов нет. Вся жуть гоголевских сказок и местных ужасов деревенских церквей – в этом стихотворении. Обманчиво простой стих – но ни в коей степени не простецкий. Работа над словом – на уровне. И финал – не как неожиданность, а как удар.
Храмы в землю врастают - на Волге ли, на Оби ли.
Но упрям человек.
На осеннюю Виринею
Мужики под хмельком непутёвую фреску сбили.   
Вместе с той, что была под нею.

Последняя строка – укороченная, усиливающая ощущение оборванности, окончательности и бесповоротности. Пока мужички боролись с тем, что проступало сквозь икону – молились, кадили, отпевали – была какая-то надежда. Была борьба. А когда просто отколупали – вместе с той самой иконой… Даже у Гоголя церковь, в которой три ночи молился Хома, не разрушили, ее просто забросили. А тут, пытаясь уйти от одного зла – совершили другое, окончательное. Поневоле задумаешься: к чему это все? Не затем ли, чтобы сковырнули-таки икону пьяные мужички, которые в церковь-то ходят только по праздникам, и во всем у них виноват «дьячок-зудила»? Хотели как лучше – получилось страшно.

ТРАГИКОМИЧЕСКОЕ РЯДОМ!

СТИХОТВОРЕНИЕ №29 «ПРО ФИЗРУ, КАНАТ И ОТЖИМНУЮ ВОЛНУ» - нешуточная схватка в борьбе за жизнь! Хороший язык, хорошие образы, и волны в описании тоже хороши. Только опасны. Отличный ритм, выдержаны рифмы…
Волна с крутым названьем "отжимная" -
Мой шанс увидеть дальние края...
Похоже, с морем мы в футбол играем,
Но, к сожаленью, мячик - это я.
Впечатляющий финал:
- Брателло, это было просто круто!
  Я на тебя поставил, как в игре.
  Наверное, пловец? Спортсмен? Инструктор?

- Да нет... Пятёрка в школе по физре!
Пунктуация Автора сохранена – но «физ-ра» в школьном расписании рисуется через дефис. А в целом – ПЯТЕРКА за стих, и не только по физ-ре.

СТИХОТВОРЕНИЕ №7 «ПРОГУЛ» - человек упал с пятого этажа – за кадром. И, вчитываясь в сложные образы, рассуждения печального, пресыщенного сибарита, знающего, где загар и вино, где тайский массаж – понимаешь, что этот грустный, длинный, философский стих – это на самом деле банальный анекдот о любовнике, любовнице и вернувшемся домой муже. Любовник, как «Спайдермен вылитый», не удержался. Упал. Больничная койка, понятное дело… Но рассуждения о мире, роскоши, Магадане, сложные составные рифмы «обездвижено – поближе, но», и опять – «лужи, но – контуженный». И всё описание, и вывод – больше печально-философский, чем комический – лишь обрамление для банальной бытовой ситуации.
Снег полежит и растает на майские,
город воспрянет, возьмётся за гуж.
Мне бы массаж, предпочтительно тайский, но
тут так некстати является муж.
А в Монте-Карло – коттеджи да виллы там,
и в Магадане – барачный типаж.
Я же по стеночке – Спайдермен вылитый...
Мастер, дождись, всё же пятый этаж.
Ну, далее больничная койка, но дело еще и в другом. Комический эффект тут не достигается примитивными средствами типа «самдурак». К слову, должна отметить, многие считают, что употребление слов «дебил», «по-идиотски» и прочее делает стих смешным. Нет. Бранные слова комического эффекта не создают. Но вот в этом стихотворении – они сплошь и рядом, но это очень жизненно. «Прогноз хренов», «Мастер поставит прогул не для вида мне – он ведь реально остался козлом» (думайте сами – ругательно или «фигура игры в домино»), «Это немножко другой Гондурас» - казалось бы, при чем тут география? Но на самом деле – житейская живая картинка вяло ругающегося человека. И смеяться неудобно: попытался найти пару острых ощущений в этом сером городе – и попал. Крайне неудачный прогул… Смешно становится в финале, когда человек, попавший в некрасивую ситуацию и получивший переломы, неожиданно делает «всехний» вывод, пытается извлечь урок для слушателей. «Смешно» становится после слов: «Отсюда мораль…». Вот такие интеллигентные у нас мастера…
А в Куршевеле – ни дыма, ни копоти,
и в Картахене не видно тайгу.
Не убеждайтесь на собственном опыте,
что без следа не проходит прогул.

СТИХОТВОРЕНИЕ №3 «ИНДИАНА. В ПОИСКАХ БОГОВ» - неожиданное смешение стилей. Сразу же видна и философия, и эрудиция, и даже неожиданное видение истории. Ну и юмор, конечно! Трагическое начало, поиск древних богов в Андских горах – так и видишь, как эта несчастная женщина, поверившая в чудо, бродит по перевалам и кручам в поисках «ключей от счастья», которые обещали исчезнувшие боги. Только с географией автор немножко «махнул». Вообще-то Индиана начала свои поиски в Андах, и какой путь мог привести ее под лучи Полярной звезды, на север, который историки связывают с древним «северным народом», гипербореями?
Но внезапное появление корабля сводит ситуацию от философско-этнографических поисков к юмору, а комический эффект достигается путем появления Михаила Битева в волнах стихотворения.
… Просигналил: "Конец испытаний!"
Ледокол «Алексей Кузнецов»:
Заприметил во льдах Индиану
Штурман бдительный Миша Битёв! –

Неспроста бледнолицые боги
(Все историки явно хитрят)
Род вели к удивлению многих
От безбашенных русских ребят!
Самое сложное – разделить долю юмора и долю мифологии в этом стихотворении. Но «эффект неожиданности» тут создает непосредственно Миша Битев и корабль, остается только поприветствовать его.

СТИХОТВОРЕНИЕ №57 «РОКОВАЯ ВСТРЕЧА» - чистая трагикомедия. Точнее, сплошная трагедия. Но неожиданный финал – настоящий «эффект неожиданности».
Вначале читатель считает, что ещё одно из описаний встреч и расставаний, которые очень часто попадаются в этой подборке. Почему-то думается, что самое неожиданное, что может произойти – это встреча. Однако с древних времен во время карнавалов самое интересное – это финальное «сбрасывание масок», которое часто выворачивает наизнанку смысл любого стихотворения.
Момент понятен: некто ОН с некоей ДАМОЙ спешит уединиться, «опьяневший без вина». Дальше стих раздражает «лукавой луной» и прочими часто встречающимися образами, намеками и прочим, стилистической небрежностью, сбоями опять-таки...
Колдун, познавший тайну лет,
Грядущее вел к настоящим… - кто такие настоящие? Как к ним можно вести «грядущее»? Обычно я доверяю образам Автора, но тут споткнулась и о ритм, и о смысл. Однако финал – философский и очень красивый, оправдывающий образы лунной ночи, прекрасной ЕЕ и страстного ЕГО.
Когда забрезжил чуть рассвет,
Ее он бросил в жертву ночи.
Она — бумага, он — поэт,
Он — пленник строк и междустрочий.
Финал – блестящий. Не могу советовать Автору, но иногда стихотворение выигрывает от безжалостно сокращения, убирания всех «длиннот» и затягиваний, употребления более точных образов. А по поводу этого четверостишия хочется сказать словами Бабадура из фильма-сказки: «Как ты не понимаешь, Бабадур? – это стихи!». Так вот последний куплет – это стихи.

СТИХОТВОРЕНИЕ №69 «ВСЁ НОРМАЛЬНО» - тоже я бы финальные строки заучила бы как афоризм.
Ведь если веришь - значит будешь жить,
пусть даже все приметы будут против,
но как надежды тоненькую нить
не оборвать на скользком повороте?
И, хоть судьба бывает не мила
и треплет временами капитально,
на заданный вопрос:
"- Ну как дела?", -
не лучше ли ответить:
"- Всё нормально."
В целом – достойный стих, образ мужественного человека создан и выдержан. Вообще стих сдержан, без проливания слез над судьбой человека. Скупо рисуется картина дорожной аварии, только штрихами отмечено, как здоровый спортивный мужчина лишился ноги из-за этого происшествия. Но, чтобы преодолеть беду, он предпочитает меньше о ней говорить и просто – жить, когда словами делу не поможешь.

А вот СТИХОТВОРЕНИЕ №59 «СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК» - на мой взгляд, одно из лучших в подборке на тему «неожиданных встреч». Работа со словом почти незаметна, как снег зимой. Он идет, легкий, простой и невесомый, а при ближайшем рассмотрении – очень совершенный кристалл. Так и тут: напрягла только рифма «тебя-любя», она традиционна. Но простой, незатейливый ритм и простенькая схема рифмовка оформляют очень глубокую работу и содержание. Хочется обратить в связи с этим внимание на стих №47 «ОЧАГ ДЛЯ ДВОИХ». По ритму и размеру оно более сложное, содержание и сюжет – примерно похожи, это обретение любви. Но стихотворению №47 я не верю, как Станиславский. Сравниваю по одному слову: «человечий». Такая вот не совсем правильная, но выразительная форма слова «человеческий», специально для усиления смысла в поэтической речи.
Номер 47:
Как трамвай, догоняем удачу мы, - мы как трамвай или удача, как трамвай, что от нас убегает? Неточность образов и обилие общих слов сбивает пафос стихотворения. Он не чувствуется.
Но порой в этой жизни случается  -
Может, чудо, а может, и нет  -
Что вдруг Он и Она повстречаются
В толчее проносящихся лет.

Просто встретятся два одиночества,
С затаённой тоскою в очах,
Не спросив ни фамилий, ни отчества,
Сложат свой запоздалый очаг. – а вот чуда-то я и не увидела. Зато фраза «Вот и встретились два одиночества» вспомнилась, но чуда-то как раз и не было.
И финал
«Как маяк в человечьей ночи». Первое – образ искусственный, второе – слово «человечий» в данном, лирическом контексте скорее отталкивает, чем приближает читателя.
Номер 59:
Солнца свет в окошке
И уснувший сад.
Бродит по дорожкам
Мокрый снегопад.

Вновь прогноз изменчивый
С «минуса» на «плюс».
Снежной Человечихой
Тихо становлюсь.

Я в саду из снега
Вылеплю тебя.
Снежным Человеком
Назову, любя.
«Снежная Человечиха» не производит такого впечатления, как в предыдущем примере, наоборот, она приближает Автора к читателю.
Станем мы похожи
На большой сугроб,
Тот, что белым бомжем
На скамейку лёг……
В общем, простая тоска ЧЕЛОВЕКА ПО ЧЕЛОВЕКУ передана гораздо лучше и точнее, простыми образами, но со всей безнадежностью и глубокой радостью от появления «снежного человека».
…МИР  ПЕРЕМЕНИЛСЯ
ЗА  ОДИН  МОМЕНТ !!!
ТЫ , КАК  СНЕГ  СВАЛИЛСЯ
НА  ГОЛОВУ  МНЕ ! – образ «снега», «минуса» и «плюса», «снеговика – снежного человека – снежных человечков», холода, который сменился на тепло – отлично. И при этом – просто.

В завершение этой части хотелось бы представить целиком СТИХОТВОРЕНИЕ №64 «ПОСЛЕ ДОЖДЯ». В нем ничего особенного нет. Мне лично понравилась рифма «землю-зебру», не натянутая, абсолютно в русле стихотворения, так сказать, «в волне». Понравилась краткость. Понравился лёгкий слог, достаточно легко и ненавязчиво. И, конечно, понравился финал.
Дождь промочил иссохшуюся землю,
С шампунем вымыл травы и кусты.
Жизнь, правда, полосата, словно зебра:
То зной и пыль, то запах чистоты.

Ночной мой дождь побеги к небу поднял,
И вновь нежны томительно цветы.
Всё хорошо! Я это утром понял.
И даже то, что не со мною ты.
Весь накал стихотворения – в этой восьмой строчке. Всё уже произошло – мы не знаем, что, это за пределами стихотворения. Но однажды утром лирический герой понял, что можно принять это и жить дальше.

«СДЕЛАЙТЕ МНЕ СМЕШНО»

СТИХОТВОРЕНИЕ №13 «ПЕРВЫЙ БАЛ НАТАШИ». Ну казалось бы, о классике и современности все сказано. Когда «Ералаш» хочет посмешить думающий и читающий народ, он всегда делает сюжет про разгильдяя и Пушкина. Или классик выходит из портрета и учит уму-разуму неразумного, или какой-нибудь очередной Вовочка попадает в Тридесятое царство и изучает премудрости…
Оказывается, это можно изобразить и так! И эффект неожиданности выражен в том, что Автор противопоставляет вершины, достигнутые за многие века культурой (живописью, поэзией) и тем, что МОГУТ и ГОТОВЫ взять от этих вершин современные тинейджеры. Словесный ряд стихотворения – это отдельная вершина. Хотелось бы оставить его полностью, как образец эффекта СМЕШНОГО.
Она творила, стоя у трельяжа,
В мейк-ап  мазками вкладывая душу,
Немыслимой манерой макияжа
Бессмертные традиции порушив.

И было в этом отраженьи века
Всё лучшее, чем славится культура:
Гротеск Моне, экспрессия Лотрека
И фанатизм таджика-штукатура.
 
Возникший симбиоз сюрреализма
И боевой раскраски ирокезов,
Добит был для раскрытия харизмы
Поэтикой пупочного железа.

Толстой рыдал  Тургеневу  в рубашку,
С инфарктом Пушкин пал в библиотеке -
Впервые восьмиклассница Наташка
Готовилась блистать на  дискотеке.

СТИХОТВОРЕНИЕ №10 «ПРО БАР, СТРИПТИЗ И МАРЬ ИВАННУ». Автора я знаю, точнее, помню, кто может так мастерски «загнуть» сюжет. А сюжет закручен действительно лихо! Вот это – эффект неожиданности без «допинга», чисто природный, деревенский «первач», настоянный на тараканах. И ни одного слова «за гранью» - а смешно, как представишь себе деревенских бабок, которые хотят попасть на кастинг в стрип-бар. Прибавка к пенсии, обратно же…
Вопрос только, кому он – стрип-бар в тайге, но Марь Иванна, в тулупе среди зимы тренирующаяся в лесу лазить «по шесту» - равнодушной вряд ли оставит… Собственно, к финалу Автор просто выражает осторожное удивление, дескать, много баек в тайге, врать не буду – сам не видел. Но весь стих – одна сплошная неожиданность и ситуация, которой ну никак не может быть!
Кто побойчей - как будто помешались.
Забыли про артрит - радикулит.
А Марь Иванна, чья хатёнка с краю,
Теперь на лавке днями не сидит.
Ныряет в лес, нашла там ствол облезлый,
Забыв, что холод и давно зима,
То вверх, то вниз в тулупе старом лезет
И в валенках! Совсем сошла с ума!
А лексика – простая, но не «простецкая», и слова подобраны очень точно. Пример того, как можно раскрыть «рискованную» тему, не заступив ни разу за черту. В общем, и смех и грех, но очень литературный.

СТИХОТВОРЕНИЕ №18 «ОПЯТЬ НЕ ТАК, ЧТО Ж, ПОСТАРАЙСЯ» - тоже с эротическим подтекстом, комически обыгранным. Ну, тема «про это» вообще благодатна на смешное, почему нет? Монолог жены: муж, судя по всему, настолько в неадеквате, что пытается петь во время всех описываемых «телодвижений». Что же это за «брачные пляски птиц», становится ясно в финале:
- Какой ты, всё-таки, несмелый
И грубый - "Господи, спаси!"
- Жена, держась, за мужа тело,
Пихала пьяного, в такси...
Забавный анекдот, только в предпоследней строчке не очень удачная инверсия, зато очень удачный образ.

СТИХОТВОРЕНИЕ №50 «ЛЮБОВЬ И МОРЕ» - неявно выраженная хохма. Я вообще получила огромное удовольствие, из куплета в куплет перечитывая перл за перлом. Нет, сам по себе жанр «стихотворной комедии» Автором не очень освоен – явно есть куда расти. Есть более гротесковые, более ироничные, более смешные стихи, где смешное выражено четче и более неожиданно. Тут, собственно говоря, неожиданности как таковой и нет. Тут одна сплошная СТИЛИСТИЧЕСКАЯ неожиданность. Это не тяжелая «смехоартиллерия», это грубоватая пародия на пляжную любовную лирику, но каждый куплет тянет откомментировать.
Мне – двадцать семь, и я устал
За счастьем бегать, завывая,    - начало чувствуется, да? «За счастьем бегать, завывая». То есть либо оно где-то уже есть, и он его никак не догонит, либо он его вообще в упор не видел, поэтому бегает, завывает, изучает следы…
И вдруг всё вышло! Явь и сон
Сплелись в какой-то странный узел.
Я по песку ползу на пузе,
Как солнцем, счастьем ослеплён. – нет, то, что счастье сбылось – хорошо, но зачем пузо-то травмировать? Да и глаза бы поберечь… Забегая вперед, скажу, что это еще аукнется лирическому герою: нельзя же так не жалеть живота своего! Он еще будет смывать с этого пуза песок, а вместе с ним ЖАРУ! «Смывать жару» вообще круто – я же говорю, стилистическая неожиданность.
А море ласково искрится,
Волна прозрачна, как слеза,
И сквозь неё – твои глаза… - на этом месте мне стало страшно. Я это представила. Сразу стало страшно за девушку, море-то сейчас опасное, утонуть – раз плюнуть, пусть там он за ней присматривает, что ли!
Потом, засунув нос под маску
И помахав тебе рукой,
Уйду, как кит, в простор морской,
Нырну, как царь, в морскую сказку. – вот это вообще нелогично. Кто ж от девушки, у которой глаза просвечивают сквозь морскую воду (вы физически этот процесс представляете?) уходит в море? Кстати, две последние строчки хороши и явно могли бы быть принадлежностью какой-нибудь лирической сказки, но – мы пойдем другим путем! Внимание. Финал.
А ты, с губ слизывая соль,
Ждать будешь с трепетом и верой,
Как Ихтиандра Гуттиэра,
Как принца – юная Ассоль. – фсё. Главное – вовремя слизывать с губ соль, пока лирический герой будет смывать песок с пуза.
В общем, одним легким движением руки стихи превращаются в пародию на все вместе взятые «морские романы». Только вот – бедная «Гуттиэра»…

СТИХОТВОРЕНИЕ №51 «ВСТРЕЧА С МУЗОЙ» - тут чистой воды пародия. Даже комментировать не надо. Написано на конкурс пародий дружественной площадки. Во всяком случае, зарисовка «Муза и лужа» заслуживает права быть отдельным стихотворением даже без первоисточника. Читается забавно – и, действительно, неожиданно. Фривольный смысл – а как же без него в пародии-то? У нас все пародии вокруг этого крутятся… Подобрал Музу в луже – отведи домой, угости коньяком, ну а там можно и самому в «муза» превратиться – ненадолго. И, конечно же, если Муза не против.
По стилистике – достаточно простенько, размер и ритм пародируемого стихотворения сохранен. Явно украшают стих пересыпанные по нему цитаты из  реальных классических стихов и их несоответствие дурашливому пародийному моменту.
«Тебе признаюсь по секрету,
Спаситель мой ты дорогой:
Не очень я люблю поэтов,
Но ты  –  не Байрон, ты другой…»
(И только Муза по-прежнему во всем виновата)…

СТИХОТВОРЕНИЕ №68 «О ПИНГВИНАХ, ЖЕНАХ И СПЕЦОПЕРАЦИЯХ» - в принципе, стёб. Тут и похищенное ситечко, и Зинка с бицепсами (наверное, та, что смотрела телевизор с Ванькой в песне Высоцкого), и разведшкола, внедрившая незадачливого героя в стаю пингвинов. Где он и был долго-долго, в качестве алиби, чтобы «третья (кажется) жена» Зинка не побила. В общем, достаточно качественная работа, забавно. Отмечаю потому, что просто хочется вручить дополнительную медаль Михаилу Битёву, который и здесь тоже фигурирует:
Вражьи сунутся разведки, Джеймсы Бонды зашустрят,-
Глядь, пингвины здесь не редки,- что по русски говорят...
Орнитологов спросили: -Как? -Мы с Мишкой: вуаля:
Здесь всегда поморы жили! Значит, - русская земля!

От тебя я, Зин, не скрою,- вся моя в медалях грудь.
Ты ведь вышла за героя... Отдохну - и снова в путь!
Не ругайся, хватит ора,- лучше - водки мне налей.
Я к тебе вернусь,- не скоро. Жди - на свадьбы юбилей!

СТИХОТВОРЕНИЕ №23 «ОДНАЖДЫ ПОД МОСКВОЙ» - тоже натуральный анекдот. Собака-охотник у лирической героини и дорогой, белоснежный, любимый кролик у друзей. Что может приключиться? В одно прекрасное утро собака тащит в пасти мертвого кролика, засыпанного землей. Хозяйка принимает решение, единственное в своей парадоксальности и бредовости: «подретушировав» Кешку-кролика, обмыв и подсушив феном, подсунуть его обратно в клетку, типа «сам помер», авось пронесет.
Вижу друга - значит, час мой пробил.
Подошел. Трясется. Бел, как школьный мел:
"Знаешь, а вчера наш Кешка помер.

Представляешь, мы его зарыли, Маш,
А сейчас он в клетке – вот прикол!
И сидит с морковью Иннокентий наш…

Маш, есть у тебя, ну, этот... валидол?.."
Только ритм сбоИт у Автора, и довольно часто: в приведенном примере видны строки разных размеров. Если так задумано – то вопросов нет, но можно пересмотреть и перечитать стих после конкурса, ведь смешнее читать, когда за ритм взглядом не цепляешься.

СТИХОТВОРЕНИЕ №55 «ЗАДУМЧИВО ИЗ ТЁМНОЙ ГЛУБИНЫ» хочется привести целиком, потому что такое нагнетание момента надо видеть. Единственное замечания – без Гугля не разберешься, что такое «брыльями» и кто такой U 205…
Задумчиво из тёмной глубины
Всплывает он, покачивая брыльями –
Так скат морской, волну гонящий крыльями,
Плывет над бухтой, где погребены
И флибустьерский бриг, и пароход
С колёсами по борту допотопными,
U 205 и рыболовный бот,
Быть может, этой лодкою потопленный…

Всплывает он, и мертвенно-белей
Нет той спины, согбенной перед гибелью,
В кипенье струй, разрывах пузырей…
За что они такую долю выбрали?
Ещё одна спина, ещё, ещё…
И вот лежат, блестя боками мокрыми,
И кетчупом бордовым с бледных щёк
Стекает жизнь на гладь фаянса блёклую.

Вонзаю вилку в фирменный пельмень…


Список стихотворений, участвующих в обзоре конкурса "С корабля на бал"

№12 http://www.stihi.ru/2014/01/22/4686
№5 http://www.stihi.ru/2009/03/22/1687
№25 http://www.stihi.ru/2011/11/23/1079
№9 http://www.stihi.ru/2012/03/07/9550
№24 http://www.stihi.ru/2013/12/21/11184
№6 http://www.stihi.ru/2008/04/29/1224
№20 http://www.stihi.ru/2014/02/12/1470
№21 http://www.stihi.ru/2014/02/26/1601
№33 http://www.stihi.ru/2013/08/06/9215
№36 http://www.stihi.ru/2014/03/14/3756
№38 http://www.stihi.ru/2014/04/06/5770
№40 http://www.stihi.ru/2012/02/23/811
№58 http://www.stihi.ru/2014/04/18/8961
№29 http://www.stihi.ru/2013/08/28/9241
№7 http://www.stihi.ru/2012/12/22/5630
№3 http://www.stihi.ru/2012/11/28/2808
№57 http://www.stihi.ru/2011/11/05/3226
№69 http://www.stihi.ru/2012/11/09/1135
№59 http://www.stihi.ru/2013/10/15/7028
№47 http://www.stihi.ru/2013/12/23/5062
№64 http://www.stihi.ru/2012/06/06/6942
№13 http://www.stihi.ru/2012/03/24/9465
№10 http://www.stihi.ru/2012/12/27/3495
№18 http://www.stihi.ru/2012/02/06/9311
№50 http://www.stihi.ru/2012/08/10/4854
№51 http://www.stihi.ru/2014/03/12/4845
№68 http://www.stihi.ru/2012/12/02/5481
№23 http://www.stihi.ru/2014/04/04/5974
№55 http://www.stihi.ru/2012/02/18/4769

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша Натико.