Выбор. Комментарии к текстам

Кубок Стихиры
.

Несколько вступительных слов.

Анатолий Тищенко:
В качестве предисловия. Кое-кто считает, что арбитр должен провести полный анализ конкурсных произведений, коснуться всего, пройтись по каждой строчке, указать все ошибки или, напротив, на достоинства стихов, провести семантический, фонетический, грамматический разбор. Признаться, я такого условия в регламенте не нашел, а в большинстве случаев и предмета для разговора нет. Мнение мое относительно стихов субъективно и я этого не скрываю. Главное – пишу в комментариях без предвзятостей, не имею намерения кого-либо унизить, стараюсь смягчать отрицательные выводы и комментарии, избегаю писать то, что может обидеть автора. Я отдаю себе отчет, что давая оценку произведению, невольно касаюсь самого автора, его поэтических способностей и навыков. Не всегда получается? Конечно, согласен. Всем, кто на меня обижен, готов выплатить компенсации)). К проскользнувшим в рецензиях заявлениям типа «арбитр никакой», «неграмотный арбитр» и пр. отношусь философски, не собираюсь биться в истериках об лед, как белка в колесе))) И все же хочу заметить, что после таких заявлений стихи обиженных авторов не становятся лучше. Нет ничего проще (благо Интернет под рукой) составлять о конкурсных произведениях теоретические выкладки с применением специальных терминов, но задачу свою вижу в другом – выявить лучших на конкурсе, оценить стихи, исходя из своего представления о поэзии. А у меня такое правило – в поэзии нет правил. Друзья, нет с моей стороны никакого высокомерия! Скорее, присутствует досада, если вижу сырые и слабые стихи. Искренне радуюсь, если примечаю хорошие произведения или находки авторов. Желаю всем только добра, удачи, успехов! И не только в творчестве!


1.Анна Коваленко Анциферова  "За нас борьба идет от века"…..26
http://www.stihi.ru/2009/12/14/4380

А. Тищенко:

На мой взгляд, весьма посредственная миниатюра с существенными недостатками.
«За нас борьба идёт от века, а всё остра» - Что именно этими строчками автор хотел сообщить читателю? Типа, продолжается борьба за души человеческие? С какого именно века? Может, где-то у классиков и встречается такое выражение «от века», но я по своей дремучести не понимаю. Почему за нас? За кого это «нас»?
«Две силы правят человеком -- любовь и страх» - можно согласиться, но в который раз.
«Когда же смерть смыкает воды, то у черты (откуда черта взялась?) лишь дух тюрьмы и дух свободы (логическая незавершенность). С которым ты?» - невнятно.
Таким образом, стих претендует на осмысление вечности, на многозначительность, но получилось слабовато.



2.Ашот Шаров "Выборы вечной мерзлоты"……31
 http://www.stihi.ru/2011/12/20/2733

А. Тищенко:
Не оставляю попыток «нарваться на неприятности».
Как бы философия. Наверное, автор знает, о чем пишет, скорее всего, в стихе сокрыт и зашифрован большой смысл, но мне это больше напоминает складную считалку и по ритму и по набору метафор и образов. Тут были все – и Мазай, и Емеля, и Ромео…. и коза с баяном. Вопрос от персонажа из «Карнавальной ночи»: Кто скрывается за маской Мазая, Емели, Ромео, волков, зайцев и др.? Только по «мыслящему тростнику» вопросов нет. Положительное – ирония, отсутствие напыщенной серьезности. Или серьезной напыщенности.


3.Александр Столар  "Вязание крючком"….32
http://www.stihi.ru/2011/11/24/10607

А.Тищенко:
Приятно удивлен этим произведением. Очень хорошо написано. И технично, и по содержанию. Легкость слога, удачные тропы, картинка считывается и представляется. Семь баллов в сумме от меня.


4.Алексей Кузнецов "Мчался поезд"…..30
http://www.stihi.ru/2011/10/24/3471

А.Тищенко:
Неплохая техника, композиционно и стилистически выдержано, ностальгические нотки, хорошие финальные строки. Что не позволяет выставить высшие оценки – слишком академично и традиционно, без полета фантазии, без чудинки и парадоксов.


5.Александр Зимин Котовск  "Невеста"…..21
http://www.stihi.ru/2010/12/17/6781

А.Тищенко
К сожалению, не могу сказать, что стих нравится. Прозрачный, трогательный, написан от души, искренне. Вот, пожалуй, и все достоинства произведения. Нет находок, новизны, ничем не удивляет.


6.Анна Драгунова  "Приблудный кот" …..24
http://www.stihi.ru/2009/10/12/6380

А.Тищенко:
Наверное, написано по какой-нибудь картинке, но мне, как читателю, трудно уловить значение и смысл присутствия приблудного кота. И присутствие в тексте Данко для меня загадка. По технике – неудачные инверсии, плохо скроенные сложноподчиненные предложения.


7..Алимдюл  "Идут года..."….19
http://www.stihi.ru/2011/07/14/2649

А.Тищенко:
К чему многоточия? - всё и так понятно)))
«Уж близок День Отсчета лет моих...» - о чем это? О дне кончины? Отсчет лет, кажется, начинается с рождения. Рифма «любовь-вновь» - не находка, а мягко говоря, моветон. Фразы построены скверно. …«И заражаю всех я оптимизмом!» (у меня иммунитет, да и привитой от этой беды))) Техника произведения – почти 1 или 2. Но я поставил «3». Не могу иначе – то, что призывает к добру по определению заслуживает поощрения.


8.Александр Савостьянов  «Верь!»……21
.http://www.stihi.ru/2011/11/26/4093

А. Тищенко
К произведению много претензий. Техника и содержание - Плохо!!! (с большой буквы).
И здесь автор утверждает за других («мы» нужно использовать в исключительных случаях, но здесь – не тот случай)))
Не могу оценить высоко, но, опять же, содержащиеся в стихе призывы к добру и вере не дают мне шанса поставить минимальные оценки.


9.Башмакофъ  "Когда глядишь спасителю в прицел". ……31
http://www.stihi.ru/2010/11/13/6060

А. Тищенко:
Где у Спасителя прицел расположен? Мне тоже хочется хоть одним глазком посмотреть. Междуплечье – это грудь в районе сердца, что ли?
«тончает свет замедленностью речи» - силюсь понять эту строчку, но это предназначено читателю с образным мышлением, настроенным на волну автора.
Стих критикабельный, если говорить о содержании. Автор произведения находится в своем мирке, мне туда хода нет, не пущають. Наверняка хотелось написать отстраненно и отрешенно о вечном, однако, пафос проскальзывает.
А Меркадер… Да б-г с ним, с этим Меркадером.


10.Бодайбинка Выбор. «На распутье» …..30
http://stihi.ru/2008/12/07/3423

А.Тищенко:
Первая строфа – нормально, вроде. Ожидал открытия, хотелось поставить этому стиху 4 и 2, но рука не поднялась. А что прикажете делать с «сантосом», роком, фатумом?
«Что медлят судьи?» - терпеть не могу «же» вместо затычек, но именно в этом случае она (частица) бы не помешала.
Вообще, вот эти строчки здорово портят впечатление: «Жду приговор. Что медлят судьи? Так мне куда? Который лучше?».
«Гордо реветь» - вот, пожалуй, и все, что понравилось в этом стихе.


11.Вера Да Юра "Предвыборное"….28
http://stihi.ru/2010/04/02/2307
Татьяна Кунилова:
Считаю, что тема тура – выбор – автором не раскрыта. Здесь у нас - предвыборные обещания, на поверку оказавшиеся первоапрельским розыгрышем. Но все же выборы и выбор – несколько разные вещи...А сам по себе текст хорош: написан с юмором и техника на высоте. Единственное, чтобы выдержать до конца формулу «кому-что», строку про Печкиных я бы записала чуть иначе:
Печкиным злобным – по велосипеду»
Тема – 2 Техника - 4


12.Владимир Бунтов "Я слёз не пророню"…..27
:http://stihi.ru/2009/03/28/6618
Татьяна Кунилова:

Технически выдержанное стихотворение, но в чем выбор-то? В том, что изнемогая от боли за свою непутевую Родину, все же никуда за бугор ЛГ не уезжает, а остается здесь, с нею, несмотря ни на что? В таком ключе – да, тема раскрыта. Но в явном виде выбора в этом стихотворении не показано.
Не могу сказать, что полностью согласна с автором насчет того, что в России все так плохо сейчас. В конце концов, наша Родина – далеко не  одно правительство. В первую очередь, это люди, со своей национальной гордостью за Россию  и отсутствием желания прогибаться перед Западом, жить по Западным меркам. Тем не менее, боль за Россию чувствуется в каждой строке и есть очень много удачных оборотов и фраз, которые можно разобрать на цитаты.
Тема – 2
Техника - 4

13.Виктор Люсин    "ля-ля" …..27
http://www.stihi.ru/2011/08/21/1729
Татьяна Кунилова:
Простите, темы не увидела. Какой же здесь выбор? Альтернативы автор не нарисовал…
Что касается техники – экспрессия есть, но стихами этот текст рука не поднимается назвать… Очень эмоционально, хлестко, зло и… непоэтично.
Тема – 1
Техника – 3


14.Виктор Любецкий"Тает на ресницах мокрый снег" …..22
http://www.stihi.ru/2011/12/02/6850
Татьяна Кунилова:
 
Намек на то, что произошло нечто, изменившее жизнь героя, дан. Но – от него ничего не зависело, просто «качнулся маятник удачи» и все, Герою не пришлось делать выбор, он по-прежнему слепо следует судьбе.
Темы нет.
Техника – на уровне. Замечание только одно: «Он остановился на снегу  Отдохнуть от этой вереницы.» От какой вереницы? Пояснения никакого. Все что перечислено выше, вереницей назвать никак нельзя…
Тема – 1
Техника – 4


15.Галина Силачева "Последний лепесток"….23
http://www.stihi.ru/2011/11/26/8844
Татьяна Кунилова:
В чем выбор?
ЛГ осознает, что мгновенное исполнение желаний  чревато последствиями: «Ошибка, сбой - и под откос  Всё полетит в одно мгновенье.». Одна неточная формулировка, и цветик-семицветик изменит все до неузнаваемости, а лепестков волшебных для отмены последнего действия уже и не будет… Так зачем рисковать, гнаться за столь желанным, но без волшебства – недостижимым? Лучше поставить цветик в вазу и беречь то, что имеешь, добиваться всего самостоятельно.
«Ценить синицу вышел срок» - по смыслу стихотворения было бы вернее,  на мой взгляд – «пришел ценить синицу срок» (лучше синица в руках...).
Тема – 3
Техника – 4


16.Георгий Томберг  "О лжи и правде" ….29
http://www.stihi.ru/2006/07/25-1961
Татьяна Кунилова:
 
Выбор между правдой и ложью ЛГ – поэт – делает однозначный. Поэт не должен лгать даже самому себе, в противном случае нет ему оправданья.
Хорошее, ёмкое стихотворение
Тема – 3
Техника – 5


17.Гнедой "в следующей жизни"….28
http://stihi.ru/2011/11/24/348
Татьяна Кунилова:
http://stihi.ru/2011/11/24/348
Стихотворение заставило грустно улыбнуться. Очень интересная реакция ЛГ на отказ в свидании. Но есть ли здесь выбор? На мой взгляд, нет. ЛГ не намекает, что развитие событий могло бы быть и иным. Он просто совершает ряд обыденных действий после слов девушки о том, что их свидание состоится лишь «в следующей жизни» и с грустной иронией констатирует: «да без проблем, конечно подожду. осталось, вообщем и не так уж долго.»
Тема – 1
Техника – 5


18.Гражданин России "Фовист"….22
http://www.stihi.ru/2010/09/06/7708
Татьяна Кунилова:
Внешне – очень красивое и образное стихотворение, с завораживающе гипнотическим ритмом. Таким, что поначалу и не видишь смысловых сбоев в этой образности. А начнешь присматриваться…
Фовисты – группа художников, создавших совершенно новый стиль живописи, отличающийся буйством красок и смелыми искажениями реальности. Здесь тоже робкое подражание фовизму. Искажение реальности есть))) а буйства красок не замечаю.
 «В  помутневших  зрачках …капли  старых  обид  нанесенных  бродячей  иглой.» - что за бродячая игла?
 «цвет  наивных  надежд, за  которыми  дом  нежилой.» - откуда взялся дом  за этими наивными надеждами и почему за ними именно дом и именно нежилой? Не сказано и в последующем тексте не пояснено. Пустая душа?
«Ты  прости, что  вода  стала  льдом  не  дождавшись   обрыва,
 и,  польстившись  на  бег, охладела  в  сосуде  вины.». – невозможно представить ничего из сказанного, это не красота, а красивость, бессмысленная и беспощадная. Если вода дождется обрыва, будет лучше? Вода в сосуде вины? Был бы потрясающий по силе образ, если бы в сосуде вины охладела любовь… а так – вода охладела (не охладилась!) Ну и что? 
«полыньи  омертвелых  глазниц  в  окружении  сумрачных  елей,» - крайне неточно. Куда точнее было бы, если слова местами переставить: омертвелые глазницы полыней глазниц  в  окружении  сумрачных  елей
«заблуждаться» и «блуждать» - разные понятия. Или это один из образчиков искажения действительности?
Темы нет. ЛГ существует в единственно возможных для него условиях – «быть  холодным  душой, но  рассудком  все  так  же  пылать.» (кстати, очень красиво сказано)
Вполне допускаю, что дело здесь просто в разнице восприятий – моего и автора. Люблю я ясность и четкость, что тут поделаешь! А вот такую образную сумятицу не воспринимаю…
Тема – 1
Техника – 3


19.Иван Грозный  В мире, шершавом по всем измерениям" ….33
http://www.stihi.ru/2008/06/10/1256
Татьяна Кунилова:
Язык, ритмика, подача текста, множество мелких деталей, характеризующих приметы нашего времени –все на  отлично.
А вот темы конкурса – выбора – не вижу.
Тема – 1
Техника - 5


20.Йегрес Вокашу "предвыборное"….34
http://www.stihi.ru/2011/11/23/2197
Ольга Симитина
--4:3
Тема раскрыта хорошо: ЛГ находится на определенной стадии выбора – характеризует и взвешивает обстоятельства. Стихотворение подкупило богатством авторским афоризмов: «мать родную любишь, но продашь», «Велика страна, да деться некуда – /что ни колея, то благодать», «Нелегко, привыкшим жить на привязи, /выбирать где косточка сытней». Актуальное, конъектурное, но без пафоса и великомученических стенаний – подобная гражданская лирика очень психологична. Единственное, что мне сильно слух карябает – это лишние слоги в третьей строке – Сергей, Вам непростительно. Еще упрекнула бы за бледненький финал: последние две строки сильно проигрывают предыдущему тексту, а «по закону жанра» желательно наоборот.


21.Ирина Долженко  "У меня появилось прошлое"….29
http://www.stihi.ru/2011/03/02/3283
Ольга Симитина
--- 3:2
Ах, какая восхитительная идея! Реализация гораздо хуже. Автору не хватило образной  ясности, последовательности. Самая блестящая строка: «У меня появилось прошлое - / Все, что было до этих пор». Я понимаю все, что автор хотел сказать, но сказал он это сумбурно; нет композиционных связей между некоторыми фразами: «Вот уже отчего-то тошно мне /Вспоминать всех былых подруг» --- введено в текст без явных предпосылок для этого – почему подруг тошно вспоминать? чем они не угодили ЛГ? Или в принципе с появлением возлюбленного у героини проявилась стойкая нелюбовь ко всем остальным людям? То же самое «Избегаю я слез непрошеных, /Избегаю ненужных встреч» --- как связаны слезы и встречи? В общем, эти моменты не мешало бы продумать, иначе смотрятся они, как «массовка» для двух основных мыслей – «появилось прошлое», «настоящее с тобой», а канва повествования от этого выглядит рваной.

22.Ирина Шабалина  "Свет или тьма? "….26
http://stihi.ru/2010/10/24/4611
Ольга Симитина
3:2
Слишком затянуто. Развернутые аллегории, призванные иллюстрировать свет и тьму, утомительны и по своей общей метафоричности довольно банальны (особенно про бабочек). Про крота еще как-то посвежее, но не цепляет образ. Не понравилось пренебрежение к правилам рифмовки: способ рифмовки – смежная, ААВВ - допускается разное количество слогов в парах, но с определенной закономерностью. А здесь автор покидал строчки, как пришлось, к тому же в нескольких местах есть «брошенные», беспарные: «Слизнул рассвет горячим языком», «Сырой земли заветный холодок...», «Рискуя обгореть в его объятьях». Очень понравилось: «Слизнул рассвет горячим языком /Жемчужины росы с ладоней мяты» - жаль только к выбору отношения не имеет, предыдущей бы теме такую красоту.

23.Евгения Костюкова Для Конкурсов  "там "….34
http://stihi.ru/2011/10/10/3777
Ольга Симитина
5:3
Очень зацепило. Оригинальные образы, воздействие на читателя через необычный ассоциативный ряд, умозрительная философия, «несуфлерные» рифмы – все, Женя, Ваше, фирменное. У меня все же есть два замечания: «стих» в данном контексте выступает в качестве разговорного элемента, что я считаю жанрово необоснованным; измерить/бессмертье --- при всем уважении, рифма плохая, даже если диссонансная – стихотворение она не красит.

24.Елена Абесадзе  " мой выбор" ….21
http://stihi.ru/2011/04/18/5248
Ольга Симитина
2:1
Нниччё не поняла, какие-то странные обрывки не менее страной жалобы на новый век. Складывается впечатление, что ЛГ с нетерпением ожидала, что в 24:00 31 декабря 1999 года все ужасти внешнего мира прекратятся под бой курантов и уже в следующую секунду на всех землян прольется небесная благодать радужными лучами, но этого почему-то(!) не случилось. Право слово, век не виноват. Вопросов к повествованию масса: какой мост и в чью новь?; какой снег и что за следы?; какой выбор и что за цена? Ни фабулы, ни композиции… Самое внятное «хочу вернуться в своё детство» --- та хто ж не хочет, деточка? Однако, все мы здесь и сейчас, а голову в песок прятать – оставлять беззащитной другую часть тела.


25.Елена Анирусс  "Ангелы в небесах"….27
http://stihi.ru/2006/12/06-576
Ольга Симитина
--- 1:1
Обидно, досадно, но деваться некуда – двойной кол. С художественной точки зрения – это не стихотворение, формально его таковым делает только наличие рифм в некоторых строках. Если это экспериментальная поэзия, то весьма беспомощная. Детализировать жутко не хочется, но придется. Итак, рифмы: (эх, одни «волосА» чего стоят…) они здесь служат не столько для благозвучия, сколько для того, чтобы «стих» все-таки формально состоялся – рифма ради рифмы. Душе предлагают: смех, грех, легкую смерть(!), райскую твердь(?). Что там за «брошенные невзначай» года? – кем? куда? по какой причине? (к тому же залог глагольной формы не ясен – действительный, страдательный? Ср.: брошенные вверх, брошенные на скамейке). Опять одни вопросы. Ответов в тексте нет.


26.Елена Костина 7  "Не ошибись"….22
http://stihi.ru/2011/03/31/2841
Ольга Симитина
--- 2:2
Технически вроде бы все ладно, тема выбора реализована, сюжет какой-никакой есть, но композиция очень слабая. Во-первых, нужно крайне осторожно относиться к возведению имен нарицательных в ранг собственных; в данном случае это действо ничем не оправдано. Во-вторых, «но» - противительный союз, но(!) разумного противопоставления в тексте не наблюдается – «но нас тянет к Красоте...». Почему всезнание того факта, что любовь и дружба – «не цветы на полке», исключает тяготение «нас» к красоте? Нет логического обоснования. Далее «Предпочитая серой перепёлке, /Мы часто выбираем птиц не тех» --- синтаксически неправильная конструкция – предпочитая перепелке кого? Не замещена синтаксическая позиция дополнения; только благодаря «павлиньему хвосту» становится понятно, что подразумевал автор, но цепочка синтаксический связей разорвана и предложение контекстуально-неполное, информативно недостаточно. Концовка смазана последним предложением – оно совершенно лишнее по смыслу: какая-то наивная мораль-«подсказка».


27.Зе-Бра "Школьное время"….36
http://stihi.ru/2010/05/29/2039
Ольга Симитина
5:3
А просто хорошо. Нравится, за замечательно переданное настроение девчоночьих «терзаний» (это тоже выбор, еще какой), за чудесный образ не просто текущего, а передвигающегося времени (блеск: «Черепахою время движется /Между партами до звонка. /А потом бежит мимо глобуса, /Вниз по лестнице вдоль перил»--- только я бы вместо точки запятую поставила); за «твердого троечника», потому что хорошо помню, какими категориями мы мыслили в школьные годы чудесные (смею предположить, что автор - представитель моего поколения). Есть только одно замечание: двухвалентность предполагает два свободных места, в таком случае «связи осени» выбирать особой нужды нет – можно и Лешу, и Мишу пристроить.


28.Капитан Буратино "Пора...Безжалостно сбываются мечты"….27
http://www.stihi.ru/2011/05/27/5942
Ольга Симитина
--- 3:1
Темнеет рано... Возвращаться поздно....
Выбора я как-то не наблюдаю в этом сюжете, может только некий намек в «из падения переходя к полёту». С размером полная чехарда: то 10 слогов, 11, то 13 – поэтому сбоит нещадно, читать невозможно… «Той, на которой сбрасывают крылья» - кого? о ком/чем речь? Второй катрен состоит из одних сложноподчиненных предложений – это синтаксически невозможно, отсюда нестыковки и логические неувязки.

29.Лариса Валтерс "Аленький цветочек"…..20
http://www.stihi.ru/2011/02/12/1679
Ольга Симитина
--- 2:1
Такой винегрет… Все до кучи: и сказка, и девочка, и мамочка, папашка несознательный, и Флорида, и любовь. Засилие глагольных рифм и сказок/красок/лас(о)к. Обращение к автору: поставьте себя на мое место и попробуйте четко разобрать Ваш текст на составляющие. Интуитивно я догадываюсь, какую мысль Вы вложили в основную канву повествования, но в подобной мешанине она просто теряется, а потом вдруг выныривает в самый неподходящий момент. Вы точками распоряжаться совершенно не умеете: в конце второй строки нужна запятая, дальше ведь идет речь о том, какую именно сказку читала мамочка и начинается следующее предложение с подчинительного союза «как».
«Меньшая, любимица отца, /вновь своим желаньям удивляла» --- почему «вновь»? когда был первый (второй и т.д.) раз, отображенный в тексте?; желаньЯм --- точно эта словоформа? может опечатка? «И не знала кроха - малышок, /выросшая без отцовской ласки.» --- запятая вместо точки нужна, почитайте, что Вы выделили в отдельное предложение: не знала чего? Короче, тут еще много подобного и разного… Если изъявите отдельное желание, я весь текст разберу.


30.Лев Сыроежин "Не верю!"….31
http://www.stihi.ru/2008/10/08/957
Анатолий Тищенко:

Этому стихотворению я выставил высокие оценки не только из-за того, что на общем фоне оно выглядит более чем достойно, но и на основании критериев, определенных регламентом.
Написано гладко, без ритмических сбоев, нарушений правил русского языка, стилистических и фактологических ошибок. Особо понравилось, что почти весь текст динамичен, легко читается, композиционно логичен, мысли поданы в развитии. Энергетика стиха подпитывается удачными тропами, не слабыми рифмами (вру, есть рифмы слегка банальные, но это не выпячивается и меня, как читателя, не коробит).
Но скажу откровенно - мне стих не особо нравится. Слишком правильный ЛГ, замысел без новизны, где-то даже вторичен (слегка напоминает «Я не люблю…» В.С. Высоцкого). Ничем меня произведение не поразило, не зацепило, кое-что не вызывает доверия. Есть, на мой взгляд, и неудачные строчки: «(ночной мыслитель, верно, это статус)» - корявенько, на мой взгляд; или – «Те, первые, похожи на судью...» (почему они во множественном числе похожи на одного конкретного судью?). И вот что еще – стремясь избежать морализаторства, нравоучений, автор всё же невольно попадает в эту ловушку. Но это всего лишь мое мнение.


31.Лора Круг "Кошачья страсть"….27
"http://www.stihi.ru/2011/02/09/10567
Анатолий Тищенко:

Текст не оригинален. Вроде бы гладенько написан (условно), но я бы не стал этим стихом гордиться. Текст рыхлый из-за перечисления покупок. Тема выбора подана банально даже для шуточного стишка. Чем хотел автор поделиться с читателем, я так и не понял. Разве что: супружеская кошачья пара отправились на базар, провели шопинг, приобрели товар определенного ассортимента, разбили при этом вазу и теперь раздумывают о способе доставки товара к месту постоянной прописки. Может быть, замысел кроется в том, что первоначально капризная и требовательная кошка после столкновения с вазой стала вдруг покладистой и заискивающей перед супругом? Нет глубины, плоско.
Наверное, это стихотворение для детей. Тогда мое брюзжание неуместно, но в своей оценке стиха не сомневаюсь.


32.Людмила Калягина  "Вальс эпох"…..27
http://www.stihi.ru/2011/11/27/10934
Анатолий Тищенко:

Ничего не могу с собой поделать, хочется сказать что-нибудь доброе, ободряющее автору…
Вот говорю: Людмила, вне всякого сомнения, Вы добрый и хороший человек, потому, что такие стихи могут писать только добрые люди. (виновато и глуповато улыбаюсь:-) ) и прошу меня простить за то, что прочитаете ниже.
… я не могу высоко оценить стихотворение, нафаршированное несуразностями, штампами, лексическими анахронизмами.  «Нежною страстью дышит эпоха»(?), облик эпохи – аксессуаром к бальному платью(?), «жажду явиться»… и т.д.
Для меня великая загадка – почему люди пишут так: объятья, рукою, столетья, тонкою, нежною? Неужели такая острая необходимость избегать слов: объятия, рукой, столетия, тонкой, нежной? Слабый стих и оценки от меня низкие, хотя округлял в сторону увеличения.
Простите, это только мое мнение, может у других арбитров оно будет иное.

33.Людмила Нижегородцева "Затаись, заветное"…..20
http://www.stihi.ru/2011/08/15/1626
Анатолий Тищенко:

Если открыть орфографический словарь, можно подобрать к тексту еще несколько слов на букву «З». А у меня нет слов похвалы по этому тексту.
Кстати, приставка «за» значительно расширяет подбор слов.


34.Маргарита Бахарева  "Уходит небо"….29
http://www.stihi.ru/2011/04/22/8332
Анатолий Тищенко:

Любовная лирика – мой самый нелюбимый жанр, приходится особо настраиваться на прочтение чужих стихов этого направления.
Стих Маргариты написан с душой, искренне, с чувством, но мне не нравится. Вынужден снижать оценки за неоправданные и неуместные поэтические переносы (автор не справляется со сравнительно длинной строкой), за такие фразы: «в туман проникнет чувство» (что автор имел в виду?), «в принципе легка», «в чужой судьбе для нас с тобой вдруг оказалось место», за неудачные рифмы (тебе-мне, чувство-грустно и пр.), за образ - чувство – пуховой платок. Вторая строфа лучшая в этом стихе, что не может вытянуть весь текст.
Вполне допускаю, что кто-то из арбитров оценит этот стих выше. Я могу ошибаться.


35.Маргарита Шушкова "Холодно.."….32
http://www.stihi.ru/2010/08/10/4452
Анатолий Тищенко:

В первом туре я и не утверждал, что Маргарита не имеет представления о ритме, рифмах, что не умеет писать стихи. Там оценки были минимальные по другим причинам… Ну да ладно, кто старое помянет…
По стиху третьего тура. Стихи с аллюзией на известное литературное произведение редко кому удаются. Этот стих совсем не плох. Не без недостатков, не без спорных и сомнительных строчек. Ритм напористый, начало энергичное, первый катрен – не плохо, но я не понимаю, для чего нужна такая запись, такая разбивка строк. «Не выдержу я на балу Сатаны» - с этим надо что-то делать, я бы исправил (впрочем, автору виднее). Замысел мне понятен, мысль передана четко, последние строчки («Что ж вы наделали, сволочи!..
Память оставили мне..») хороши.
Что не понравилось – все же эксплуатация темы, хотя и оригинальная трактовка-продолжение знаменитого романа. Не понравились некоторые рифмы, а в большинстве рифмы не поразили, не порадовали меня, как читателя. Метафоры – ни одной не нашел.
Вероятно, такая поэзия найдет своего читателя. От меня – 3 балла за мастерство (не решился округлить до 4) и 2 за степень раскрытия темы.

36.Ольга Хворост "Товары для души"….30
http://www.stihi.ru/2011/10/30/3367
Анатолий Тищенко:
Кажется, ещё одна стилизация обыденной разговорной речи в стихотворном произведении с применением неправильностей и косноязычия. На такой вывод меня наталкивают следующие речевые обороты: «Качество у нас – восторг один», «Всё в витрине свежее лежит», «Ложь, что тут, в "Товарах для души" Всем давно на души наплевать!», «Только я те сразу говорю» и т.д. и т.п. Мне не нравится произведение, состоящее в основном из одних анаколуфов. Не срабатывает задумка построить стих на лексике неграмотного товароведа, деда-Щукаря. Слова, подобранные по принципу случайности, свалены грудой неотесанных булыжников. Понимаю, что это замысел автора, но неудачный (имхо). И содержательная сторона произведения меня разочаровала – слишком в лоб, плоско, я бы сказал, банально.
Автора прошу не обижаться на мнение арбитра-аутсайдера.



37.Ольга Королева "Зимний лист"….30
http://www.stihi.ru/2010/02/06/2679
Анатолий Тищенко:

Хорошее стихотворение. Авторская удача. Самое удивительное, что стихотворение написано «простыми» словами, без вычурной литературщины, без шикарных метафор и супероригинальных рифм, но читается легко, оставляет приятное впечатление. Убаюкивающая размеренность, без истерик и «заламывания» рук. В  тексте почти нет провалов и спадов, почти все продумано, почти ничто не выпирает, почти ничто глаз не режет. Из моих придирок (помимо этих «почти»): ну разве что шовчик во второй строфе. «Пройдя чуть-чуть быстрее наш маршрут…» - строчка провисает и это не спасает проставленное многоточие.

38.Полякова Любовь Аркадьевна "Яблоки молодильные "….30
http://www.stihi.ru/2009/01/02/1085
Анатолий Тищенко:

Стилизация народной речи, по-моему. Почти белый стих. Находок не слишком много, но и написано ровно, без ритмических сбоев. Простенькая композиция, нехитрый замысел. У меня сложилось хорошее впечатление от прочитанного. Хороший финал, автор справился с поставленной перед собой задачей. Признаюсь – первоначально проставил оценки ниже, но после многократного прочтения мнение изменил.


39.Полонина Ирина  "Не может быть иначе"….29
http://stihi.ru/2007/02/23-1757

Стран-Ник
3 балла + 1 балл
Знаю автора, как жанриста. Обращение к символизму требует гораздо более тщательного подхода к логике образа (при любой игре смыслами, внутреннюю логику развития никто не отменял).
Авторская задумка в общем-то ясна и воплощена в жизнь достаточно последовательно, но есть нестыковки. Аллегория с плотом, применительно к жизни, кажется мне всё-таки слишком притянутой, как в обозначенном контексте, так и в своей философской осмысленности, и в финале вступает в противоречие (в логике развития) сама с собой. Вроде плыли, теперь карабкаемся наверх и держимся за край. Сумбурно и расплывчато по сути сказанного.

Psyna
4 2

Написано с чувством, но мне как постороннему читателю не слишком интересно. Автор (или лирический герой) пытается себе внушить силу и поднять дух, но мотивирующие фразы типа «А ну, давай!» для меня особой поэтической или эстетической ценности не представляют.
Суть драмы мне тоже не понятна. «Утлый плот» перегружен чем? Может лишним барахлом, потому и черпает лишнее отчаяние и боль?  А звуки «тл» и «пл» неблагозвучны на таком близком расстоянии. Лир.герой с плота хватается за канат, а тянется почему-то вверх. В общем, плохой голливудский экшн. Много неправдоподобной борьбы неизвестно с чем и зачем.



40.Серж Антонов  "Есть такая профессия"…..18
http://stihi.ru/2009/08/23/5221
Стран-Ник
2 балла + 1 балл
Слабое во внутренней логике развития стихотворение, излишне патетичное и предсказуемое в основной (образующей) мысли.

Psyna
2 2

Жизненные ценности автора стихотворения и его социальную позицию я очень уважаю. А вот эстетическая ценность его стихотворения для меня близка к стихотворению 39, и даже ещё менее интересна. Лирический герой Сержа что-то провозглашает, но никак не зажигает моего воображения или чувств.
Технически слабое стихотворение. В первом четверостишии задано ударение на 6-й слог, а в следующих строчках этот ритм не выдержан. Получаются ударения-казусы:
Кем станет, повзрослЕв, порой ребёнок знает. (корявая фраза сама по себе)
Ему профессиЯ...
Защита РодинЫ ...
Чтоб никогда, никтО...
Окончание «с ветром вольным споря» и «нас удача ждёт» - очень затёртые поэтические штампы.


41.Сергей Барков 2 "Выбор". …19
http://stihi.ru/2011/11/30/6459

Стран-Ник
2 балла + 1 балл
Ну, не совсем так, Сергей, лично я выбираю умение автора необычно, интересно, неожиданно и желательно по-своему осмыслить тему и воплотить осмысленное в худ. образ по возможности ярко и последовательно.

Psyna
2 2

От автора с псевдонимом Барков можно было ожидать гораздо более острых памфлетов. Жаль, не случилось. Приятно, что автор сочувствует арбитрам и отчасти понимает их трудности. Но на этом достоинства текста заканчиваются. Упомянут почему-то Леонов, а ваш скромный слуга не удостоен персонального упоминания .) Слово «нечего» в значении «нормально» нужно писать через «и» - «ничего». «ВыкрОив» пишется через «о». Про «лохов» уже слишком грубо и не смешно. Рифма «просто-честным» убивает наповал. Да и «слыть по жизни очень честным» вовсе не обязательно, насколько я знаю, этот пункт резюме арбитра специально редакторами не прописан, хотя и приветствуется

42..Татьяна Лернер «Побег»…..33
http://www.stihi.ru/2011/05/10/2457

Стран-Ник
4 балла + 2 балла + 1 балл (бонус)
Автор имеет свой, пропущенный через призму чувственного и философского осмысления жизни, взгляд и узнаваемый голос.
Это всегда интересно, и это – главное в любом творчестве.
Что касается конкретного текста, то, думаю, было бы интереснее для худ. образа в целом, обобщить финал, может свернуть от личного к каким-то вечным истинам, или вообще оставить его открытым. Последняя строка изрядно портит текст линейностью и определенностью. В целом ощущается некоторый избыток изобразительных средств.

Psyna
5 2

Поначалу не очень, неприглядная депрессия — что в ней интересного, образы так себе, но меня вштырило со строчек «Запойно пьёт на кладбищах и дачах Родня, из жизни выгнанная вон.» Я даже думал, что это великолепный конец не особо интересного стиха (на мониторе не было видно продолжения), и начал думать — вот бы его сократить до 8 строчек, оставив самую суть. Но то, что продолжилось потом — мне тоже понравилось, и больше, чем начало. В общем 5, хотя первую треть я бы...


43.Татьяна Вл Демина  "Обыкновенная история"…..29
http://www.stihi.ru/2009/02/04/3624
Стран-Ник
3 балла + 2 балла
Да, горькая и узнаваемая история.
Технически хорошее стихотворение, но простое, предсказуемое и линейное в своей задумке.
Psyna
4 2
Нормальная сатира. Не супер, чуть устаревшая, но вполне. Больше не знаю, что сказать

44.Татьяна Шеина  "Город, в котором я жила"…..32
http://www.stihi.ru/2011/11/14/2458
Стран-Ник
3 балла + 2 балла
Логика образа в целом кажется мне очень спорной. Почему город дан взаймы? Какие проценты имеются ввиду? Память? Почему, в проводимой аналогии с живым существом, он (данный взаймы) то «лежал ничком, одетый в обрывки песен», то «баюкал, качал», как родитель и нищал - из логики развития образа совершенно непонятно. Вторая часть диптиха кажется мне более гармоничной, но и там превращение старика, опирающегося на костыли днепровских мостов, в сома, а потом опять в старика с молодым лицом, вызывает у читателей  вопросы.
Psyna
5,3,1
Красота.


45.Тимофей Бондаренко "Кто за мной?.."….33
http://stihi.ru/2005/08/13-189
Стран-Ник
3 балла + 2 балла
Прекрасная задумка! Последний катрен видится мне необязательным, очень личным и вносящим совершенно чуждую логике образа (в целом) жалость к ЛГ. Без него – очень неплохой этюд с открытым, умным финалом. Еще одна спорная строка
«На выбор три судьбы –
Я выбрал, что хоть режь»
- не по-русски построенная и невнятная по смыслу фраза. Если поработать над текстом выйдет отличный стих.
Psyna
5 3
Единственное, что меня покоробило — последнее четверостишие.
Слово «ждалось» страдательного наклонения, такое безответственное, странно читать после многочисленного и ответственного «Я сделал».
Строчку «Одно лишь утешенье под конец осталось» очень хочется разделить на слове «утешенье», чтобы звучало отрывисто, как в предыдущем тексте «Одно лишь утеше - нье под конец осталось».

46.Юрий Семецкий "Секс в России или Ворчу" ….28
http://www.stihi.ru/2009/06/15/744
Стран-Ник
3 балла + 2 балла
Ладно скроенный,  но простой по задумке и исполнению стих (практически – частушки). Придраться в логике образа мне особо не к чему, но и открытия не случилось.
Psyna
4 2
Окончание мне понравилось, правда, не понял — если с обогревателем, то лир.герой пьёт или сексом занимается? Это ж выход из положения, но герой вроде выбирает пить для сугреву с обогревателем, и это странно. Фразе «С ихними то» явно не хватает дефиса перед «то».


47.Виктор Ратьковский  "Промозглость "….17
http://www.stihi.ru/2011/11/26/4020
Стран-Ник
2 балла + 1 балл
Ломающийся размер, слабая рифма -
«сыпет – тоскливо», «дыры – противно» и т. д.  В третьем катрене вообще рифмы не обнаружил. Тема выбора, на мой взгляд, осталась нераскрытой.
Psyna
2 2
Очень хорошее стихотворение, мне, правда, совсем не понравились рифмы (и их отсутствие местами), ритмика, образный ряд слегка беден, и смысл не порадовал своей оригинальностью.

Ред.Л.К))